Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Матфей 23 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

№134 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Лк. 11, 40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

№60 по согласованию. См. следующий стих у Луки (в Мф. аналога нет).

Лично я как фарисей со стажем, знающий, как трудно фарисействовать, каких усилий стоит восполнять недостаток веры, сил, благодати, не могу не отметить отсутствия в этом высказывании логики. Вот чашка. Если ее помыть внутри -- станет ли она от этого хоть немного чище снаружи? Нет. Снаружи чашку пачкают человеческие пальцы, внутри -- чай.

Одна женщина выгнала из дому возможного жениха, когда он полез в сушку для посуды и стал проверять: чистые ли чашки внутри. Христос и есть такой жених, только он не лезет, а предупреждает, и не гнушается, между прочим, мыть чашку Сам.

Как фарисей со стажем, я позволю себе поправить Сына Божия. "Внешность" может и не отчиститься от того, что отчистили "внутренность". Это уже апостол Павел заметил, назвав христиан уродами и жертвой абортов -- в смысле, синюшными задохликами.

Правда, внутренность точно не станет чище от того, что заблестит форма. Более того: если увлечься внутренней чистотой, внешность как-нибудь потерпит своей очереди. А вот если увлечься чистотой формы, внутренность ждать не будет и попросту уйдет. Полной симметрии тут нет. На заботе о форме сказывается принцип "нельзя что-то отчистить и ничего при этом не запачкать" -- а на заботе о содержании нет.

В археологических экспедициях случалось мне чистить (в конце экспедиции) котлы, в которых варили на всех пищу, отчищая наружнюю копоть. Таким грязным я редко бывал в своей жизни, как после такой чистки! Но это было легко смыть. Беда в том, что духовную грязь труднее смыть, чем телесную. А главное: сам процесс чистки поглощает и становится самодовлеющим. Жизнь превращается в подготовку к жизни. Это почти ад.

Такова была трагедия Георгия Флоровского: вся жизнь его прошла в подготовке материалов для написания Главной Книги, а книга-то не написалась. Аскеза -- для интеллектуала это еще и умение вовремя плюнуть на шлифовку примечаний, библиографии, "вспомогательного аппарата". Это тоже своего рода фарисейство.

21.6.2001

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова