Мф 23 35
"да придет на вас вся кровь праведная, пролитая
на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого
вы убили между храмом и жертвенником".
Лк. 11, 50-51 да взыщется от рода сего кровь всех пророков,
пролитая от создания мира, 51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником
и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
№134 по согласованию. (Лк. - №60). Фразы предыдущая - следующая.
Иисус
накануне своей гибели говорит страшные слова. Особенно они страшные, поскольку
очерчивают очень широкий спектр. Речь не о том, что Авель и Захария - из одной
категории людей. Авель не был пророком, не лез к Каину с наставлениями. С Захарией
его роднит лишь то, что оба - у алтаря, оба убиты именно из-за зависти "на
религиозной почве". (Иисус поэтому и подчеркивает место убийства Захарии;
благодаря этому, неважно, какого именно Захарию Спаситель имел в виду. И это очень
удачно, потому что камнями побили Захарию, который был сыном Иодая, а не Варахии
(2 Пар. 24,20). Имя "Варахия" - лишь в одной, "кембриджской"
рукописи Евангелия). Конечно, Авель убит уже после того, как отошел от алтаря
- но именно за то, что Каину показалось, будто Бог благоволит жертве Авеля больше.
Захария был убит за то, что призывал людей приносить жертвы в Храме, а не в языческих
рощах. Перед смертью Захария пророчествует: "как вы оставили Господа, то
и Он оставит вас". Иисус и есть Господь, оставивший Храм. Его алтарь поставлен
в неведомой нам комнате и своей простотой больше похож на алтарь Авеля, чем на
алтари последующих веков. Но если Иисус Авель, то Авель, знающий, кто будет Каином,
вообще знающий все - и тем не менее, совершающий жертву, а не убегающий в заоблачные
выси или в пивную.
|