Мф 24 25 Вот, Я наперед сказал вам.
Мк. 13, 23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
№137 по согласованию - стихи предыдущий - последующий.
У Матфея выпало "берегитесь" (наверное, всё-таки именно выпало, а не Марк дописал). Забавно: призыв быть внимательным - первый оказался жертвой невнимательности. Осталось лишь "я всё сказал наперёд". Тут и встаёт человек перед тайной будущего. Допустим, будущее стало известным - ну и что? Об этом многочисленные "научно-" фантастические рассказы про людей, которые путешествуют в собственное прошлое и сообщают себе своё будущее, но без малейшего эффекта.
Знание и понимание - разные вещи, а уж знание, понимание и умение - тридцать разных вещей. Знание будущего как знание закона в представлении апостола Павла - знание без силы, информация без благодати больше удручают, чем радуют. Сведения сами по себе не бесполезны, а хуже - опасны. Они лишают человека той малой уверенности, которая рождена ограниченностью человеческого ума. Если бы мы знали всё, мы бы не решались ни на что.
Так что если "берегитесь", "смотрите" - это про выкатывание глаз и надувание мозгов, то это пустой призыв. Множество людей впали в своеобразную религиозную наркоманию именно занимаясь "всматриванием", "бережением", сопоставлением действительности с предсказаниями Иисуса. Тут сойти с ума недолго, потому что, с одной стороны, предсказания слишком метафоричны, чтобы подходить к чему-либо реальному, с другой - именно их метафоричность позволяет подгонять под них любую реальность.
Только Иисус ведь дальше-то говорит всего лишь о том, что, когда окончится всякая театральщина вроде падающих звёзд и солнечных знамений, придёт Он. Тогда уж Его увидят все. А избранные будут видеть Иисуса и в падении звёзд, и в освенцимских печах, и в океане лжи, посреди которого бултыхается планета людей - будут видеть, потому что мы предупреждены. Нам открыта тайна добра: как бы ни было сильно зло, а всё же не за ним последнее слово. Более того, Иисус не то что не за горами - за горами коммунизм, как известно - Иисус во всём этом находится. Что бы дурное ни происходило, это происходит от Христа и навсегда - на пространстве Царства Небесного. И вглядываться надо не в зло, вглядываться в Того, Кого не может одолеть зло. Это и есть вера и благая весть, которая требует веры. А вот разыскивать дурное, чтобы по нему вычислить, когда же всё кончится и начнётся Христос, не стоит. Это означает не доверять Христу. Он не "придёт", Он - тут.
Нету такой "точки А", из которой Иисус стартовал и как улитка ползёт в нашу липкую и подванивающую точку бэ. Есть небо, ставшее человеком, и всякий, кто называет это небо по Имени, от всего сердца, называет со страху или называет от счастья, тот уже знает о мире главную правду - во тьме светит Свет. |