Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Мф 24 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Лк. 12, 40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

№138 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

См. о времени прихода как "скором" комм. к Мф. 15, 34.

В Евангелии от Луки притча о воре прервана странным замечанием апостола Петра: "Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем" (Лк 12 41). Вокруг была толпа, и многое Спаситель обращал именно к ней. Прямого ответа Иисус не дает, а дает еще одну притчу - о рабе, который поставлен давать пищу вовремя. В Евангелии от Луки сказано не просто "пища", а намного яснее - "хлеб". Так что, конечно, эта притча говорится не всем, а именно ученикам, которые еще не знают, что главное в их жизни будет - раздавать Тело Господне.

Именно ученикам совершенно по особому описывается Второе Пришествие. И главное в этом описании - не внезапность Пришествия, о внезапности говорилось ранее и не это заставило Петра выскочить с вопросом. Господь сравнивает кого-то из слушателей с хозяином - это Петр понимает, и это сравнение ему наверное нравится. Но Себя Иисус сравнивает с вором - вот что озадачивает Петра. Добро бы речь шла обо всем народе, среди которого и противники Бога, и язычники, и самаряне, и фарисеи - да, к таким, пожалуй, Господь придет воровски, он подкопает их дом, хотя натяжка тут несомненная - ибо что из имущества таких людей может Ему понадобиться? А если речь идет о Церкви - то как это можно сравнивать Бога с вором! это кощунство! Если бы Христос не сделал такого сравнения - никто бы не посмел бы его сделать.

Образ выбран для притчи не случайно. Да, Спаситель хотел показать внезапность Своего второго пришествия, хотел заставить нас бодрствовать, не соблазняясь какими-то приметами антихриста, бодрствовать постоянно, а не приливами. Но в образе, который Он выбрал - знание Его Церкви, знание людей более глубокое, чем это мыслимо для человека.

Ибо не в том беда, что многие отвергают спасение - беда, когда принявшие спасение делают его своей собственностью. Раньше Иисус упрекал фарисеев, "воссевших на седалище Моисеевом" (Мф 23 2) - здесь Он упрекает тех, кто воссядет на седалище Христовом, кто подомнет под себя Церковь, объявив ее своей собственностью, кто и на Страшном Суде будет относиться к Спасителю как к вору. Спаситель называет нас хозяева в Своей Церкви, а Себя - вором. Неужели Он лжет? Нет! Господь - шутит. Здесь - евангельская ирония, мягчайшая и печальная, ирония не столько по отношению к христианам-фарисеям, о них будет сейчас сказано прямо и грозно, а ирония в адрес самого себя.

Таков евангельский юмор и смех - он всегда направлен не против людей, а против самого Спасителя. Он пришел к своим - и свои Его не приняли; Он придет вторично - и окажется, что для принявших Он неожиданен как вор. И Он продолжает, словно говоря Петру: "Да, да, это сказано не фарисеям, а - увы - именно вам, ученикам Моим. Такой уж Я учитель, что вы сможете мнить себя хозяевами, а не учениками".

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова