Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Мф. 25, 34 .Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

№138 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.

Христос назвал Себя Царем один-единственный раз, когда учил людей тому, что вера без дел мертва. Тогда Он нарисовал словом то, что позднее Микельанджело изобразил цветом: пришествие Сына Человеческого во славе как Царя мира, когда Он скажет "тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мф. 25, 34). Иисус назвался Царем не для того, чтобы мы ползали перед Ним, льстиво твердя молитвы. Прямо наоборот: Он пригрозил, что те, кто только твердит молитвы, но равнодушен к людским нуждам, пойдут в ад, Он пообещал рай тем, кто кормит голодных, даже если те не сознавали, что поступают по-христиански. По изумительному совпадению, лишний раз напоминающему, что никакие разделения между людьми не в силах разделить Церковь, в храмах Русской Православной Церкви в этот же день читается притча Христа о милосердяном самарянине, смысл которой именно в том, что религиозные разделения, споры о том, кто вернее молится Богу, - меркнут по сравнению с необходимостью любить каждого. Очень многим нынешним голодным или больным русским людям помогают протестанты и католики из-за рубежа, не требуя за это никакой благодарности (как древний самарянин помог иноверцу), помогают не потому, что им деньги некуда девать, а потому что хотят помочь. А свои предпочитают тратить деньги на совсем другие дела, - вот таким Христос и скажет, что при всей важности храма Христа Спасителя, Царь Небесный ждал не храма, а миски супа, ждал в облике бомжа.

Оп.: Куранты, 21.11.96.


Мы думаем, что мы стоим с Христом и помогаем беднякам. А на самом деле рядом с Христом стоят бедняки. Помогать им - привилегия. (Филип Янси, 2001; How My Soul survived the Church, p. 156).

*

Любопытна перекличка с этой фразой антиклерикального анекдота о входе в рай.

Богослов у ворот. Вахтёр: "Ты Христа знаешь?" - "Конечно, у меня двухтомник по христологии вышел!" - "Тогда тебе налево".

Архиерей у ворот. Вахтёр: "Христа знаешь?" - "И знаю, и служил Ему, и представлял Его". - "Тогда тебе налево".

Бабка у ворот. "Христа знаешь, бабуль?" - "О Господи, ну Ты скажешь! Кто ж Тебя не знает!"

О том же "Матрёнин двор" Солженицына, о том же романтизм от пасторальщиков до деревенщиков. Если взять ещё глубже, это продолжение классической интеллектуальной саморефлекции, которая смиренно ставит себя ниже "простецов" и "рыбарей". Что очень правильно, только это - человеческое и это - до Христа. Христу наплевать, знают Его или нет. Ему важно, чтобы знали Отца. Только поэтому Он сердится (именно сердится), когда Его просят "показать Отца" - Меня ж видели, чего ещё надо?

К тому же смирение рассудка - одно, оно всегда правильно, а смирение нерассуждающего далеко не всегда правильно. Одно дело - не рассуждая, всех подряд прощать, никого не казнить, всех подряд кормить и поить. Именно всех! Иначе получится безрассудство, когда человек будет кормить не голодных, а наглых, поить не водой, а водкой или чем попросят. Голодные же будут попросту отсутствовать, их вышлют, куда Макар телят не гонял, или прямо в землю закопают, и нерассуждающим "праведникам" останется лишь помогать палачикам. Добро не должно быть с кулаками, но с мозгами расставаться не стоит, какие ни есть, а Богом дадены не только, чтобы голова на ветру не моталась.

В общем, бабки разные бывают, только Бог один. Другая бабка скажет: "Господи, я Тебя знаю с хорошей стороны, но Ты так обошёлся с этими близорукими бедолагами, что теперь прям не знаю, знаю ли я Тебя..." Бабка же из евангельской притчи скажет: "Отвяжись от меня, Христа не знаю и знать не хочу, голодных Христом не накормишь". Ничего, пропустят...

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова