Мф 26 13 истинно
говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет
в память ее и о том, что она сделала.
Мк. 14, 9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
№128 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Cм. отдельно окончание эпизода у Луки.
Примечательно
не только то, что евангелисты сообщают, но и то, о чем они умалчивают. Современному
человеку не хватает в евангельском повествовании художественности, психологизма.
Например, иллюстрируя рассказ о том, как Иуда рассердился на женщину, помазавшую
Иисуса дорогим маслом, Бутс Дирик Старший - возможно, одним из первых в истории
живописи - тщательно выписывает тени, которые отбрасывают сидящие. Среди современных
людей много противников психологизма - во всяком случае, в религиозной жизни.
Они восхваляют иконы как раз за то, что там нет места игре света и теней, там
мир словно видится уже спасенным. Правда, те же люди за пределами своих религиозных
взглядов, предпочтут почитать беллетристику не в стиле средневековых романов об
Александре Македонском, где психологии нет вообще, хотя и религии нет, а в стиле
бульварной прессы - с психологизацией дешевенькой, не требующей от читателя напряжения.
Беда тех, кто ценит Евангелия за "преображенность" в том, что они ценят
не то в Евангелии, что ценно, а то, что дешево, что не требует усилий, что роднит
Евангелие как литературный жанр со многими другими древними литературными произведениями.
В конце концов, икона именно как особый жанр, агрессивно возносящийся над другими,
находится в одном ряду с теми буддийскими или индуистскими изображениями, которые
бескультурные и агрессивные христиане отвергают как "дикость" и "идолопоклонство".
Конечно, сами по себе тени, перспектива, композиция - вещи условные, столь же
условные, как вера в то, что умершие грешники не отбрасывают теней, потому что
целиком во тьме, а умершие праведники - потому что целиком во свете. Тень, в конце
концов, - всего лишь тень, она у всех одинаковая именно потому, что у всех разная.
Ее порождает не человеческая тьма, а Божий свет. Тень ничего не говорит о человеке.
В этом правда - довольно гнусненькая - всевозможных самооправданий "от среды",
когда человек. отстраняется от своего греха, рисуя его тенью, которую отбросил
не он, а сторонний фактор. Воровство превращается в тень нищеты, зависть - в тень
несправедливости, убийство - в смертную казнь, эту жуткую тень справедливости.
А вот Иисус отбрасывал тень, но греховен не был. И это разрушает все схемки и
сравнения, все попытки убежать от простой правды творения в сложные софизмы разрушения.
Евангелие психологично настолько, чтобы человек поверил в Бога и в реальность
покаяния. Евангелие избегает ложной психологичности, оправдывающей греховность
и мстительность. Евангелие оставляет на усмотрение людей огромное пространство
психологичности, Евангелие открывает людям огромный мир души, но ничего не говорит
о том, как в этом мире обустраиваться. Это - тоже часть благой вести: Царство
Божие не есть насилие над людьми, этим оно отличается от царства кесаря, которое
любит наводить порядок. Царство Божие есть освобождение человека для жизни в огромном,
просторном, вольном Божием мире.
|