Мф 26 27
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
Мк. 14, 23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
Лк. 22, 20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая
за вас проливается.
№144 по согласованию Фразы предыдущая - следующая.
к Мф. 26, 27: Кузнецова
(2000, с. 267) подчеркивает, что между благословением хлеба и
благословением вина прошло много времени. Более того, это была
не первая чаша, а третья, завершавшая пасхальный чин. Поэтому
Лука подчеркивает, что это чаша "после ужина" (22, 20),
а Павел - что это "чаша благодарения" (1 Кор 10, 16). "Чашу жизни нужно не выпить, а наполнить", - афоризм
из книжки американца Наполеона Хилла об успехе. Книга совершенно
бесполезая и даже опасная, потому что она воодушевляет, но воодушевляет
и на добро, и на зло. Там есть одна фраза о том, что цель бизнеса
должна быть нравственно чистой, но это всего одна фраза, и ее
слишком легко не заметить или не придать ей смысла. Поэтому по
книжкам об успехе редко добиваются успеха, а когда добиваются,
то это столь омерзительный успех, основанный на воровстве, лжи
и подлости, что "лучше было бы человеку тому" жернов
на шею - и хотя бы в театр, гардеробщиком. Чашу жизни нужно наполнить,
но не для себя. И на Тайной вечери Иисус делает акцент на чаше,
а не на том, что в ней (Кузнецова: особенно у Луки и Павла акцент
на чаше, а Завет заключается через кровь). Более того,
Он сперва благословляет Чашу, дает из нее пить ученикам, а уже
потом объясняет, что это было не вино, а "кровь Нового Завета".
На первом месте оказывается не то, что внутри Чаши, а сама Чаша,
- форма, позволяющая объединить людей, которые и есть содержание,
кровь которых тоже есть жизнь, излитая в мир Богом. В этом смысле
мечты о Граале - пустые фантазии, потому что даже ладонь может
быть Чашей, если даешь напиться другому. И даже богослужебный
потир может не стать Чашей, если, сосредоточившись на нем, человек
забывает о других.
|