Яков Кротов
Мт. 26, 55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли
вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы
не брали Меня.
Мк. 14, 48-49. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
Лк. 22, 52-53. Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? 53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
№149 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Иисус опять иронизирует: страшная евангельская самоирония, сравнение себя с
разбойником - и сравнение разбойников от религии с порядочными людьми. Даже непонятно,
что страшнее - когда Бог унижает Себя или когда Он хвалит подлецов. На самом деле,
понятно, почему Иисуса не арестовывали в храме - святое место, в древности (и
в Средние века) убежище для преступников; и даже в храме чужой религии любой фанатичный
враг этой религии будет все-таки вести себя пристойно. В этом сила фанатизма -
он чувствует святость в том, что создано для Бога людьми. В этом его слабость
- он неспособен почувствовать святость в том, что создано для людей Богом. А это
- весь мир. Есть и противоположное состояние бесчувствия к созидаемому людьми.
Фанатик предает людей ханжеством, издевательским призывом в горе помнить о Боге
- и одновременно он арестовывает Бога, забирает Его из жизни в свои апартаменты.
Впрочем, большинство людей - даже фанатики, в глубине сердца - предают Бога простым
недоверием, неспособностью быть для других опорой своей верой. Гармония не в том,
чтобы соразмерять время, проводимое в церкви, со временем "в миру",
а в том, чтобы быть в миру, как в храме, и в храме, как в миру. Увы, это невозможно,
если не было и нет Христа. Только Христос сшивает божественное и человеческое
- Собой, Своим присутствием.
*
У Марка разбито на два стиха 14 главы:48 Тогда Иисус сказал им: как будто на
разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал
Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
Текст от Марка читается в среду в конце зимы, одним большим куском об аресте
и суде. То-то при том, что Евангелие на четверть состоит из рассказа о Страстях,
в храмах читаются в основном притче и поучения.
Последние слова у Мф. отнесены в следующий стих, 56-й (Сие же все было, да
сбудутся писания пророков.).
См. Мф. 13, 48 о том, что "сидя" означает просто "длительное время".
|