Яков Кротов
Мт. 26, 68 и
говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
Мк. 14, 65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая
Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
Лк. 22, 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали
Его: прореки, кто ударил Тебя?
№151 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
: Лк (22, 64), как и Мф., описывает "игру" в пророка, и только Марк
замечает, что после этой пытки Иисуса стали избивать слуги. Слова игроков евангелисты
передают по-разному, что понятно (у Марка - "теперь давай, пророчествуй",
у Матфея и Луки - "Пророк, угадай, кто Тебя ударил". Марк подчеркивает,
что Иисусу закрывали лицо - значит, били не со спины, как это делается в реальной
современной игре у студентов и солдат. Что за сотню лет, когда эти евангелия уже
сосуществовали, хотя текст еще не был канонизирован, никому в голову не пришло
хотя бы слегка синхронизировать повествования, например, добавив деталь про закрытое
лицо в Мф. и Лк., а только составляя сложные таблицы синхронизаций - замечательное
доказательство подлинности текстов, отсутствия манипуляций. Убежденность, что
пророков не бывает, потому что пророки вечно говорят о глобальном, а то, что под
носом, не видят, характер на для атеистов, и атеистов примитивных - например,
на эту тему саркастически шутит Марк Твен в "Янки при дворе короля Артура".
Да, среди религиозных людей и той эпохи, и любых других, атеистов (практических)
много, и чем выше по иерархии власти, тем их больше - людей, не верящих в то,
что Бог действительно может открыться здесь и сейчас. Он им и не открывается.
Они веруют лишь в интригу, в себя, любимых, - ведь они "владеют информацией",
они сверху больше видят. Не Дух, а пост дает им знание. Поэтому и с пророками
Ветхого Завета обращались таким образом. Правда, цари иногда вели себя лучше царских
холуев, потому что, если уж на самом верху - можно заметить, что ничего-то толком
неизвестно, все иллюзион иллюзионов, обман и самообман. В наши дни и в нашем месте
обычно закрывают лицо не преступника, а палача, надевают сразу три маски, на которых
написано: "демократическая исполнительная власть, ну прям как в Америке",
"независимая судебная власть, ну точь в точь как в Англии", "народом
избранный президент, ну совершенно а ля во Франции". И потом издевательски
спрашивают: "Ну, кто тебя ударил? Разве не твоя любимая демократия?"
Да, Христа бьет та самая свобода человеческая, которую Он сотворил и которую пришел
спасти.
Мф. 26, 68: "и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?"
(у Мк. это 14, 65). Кузнецова (на
Мк, с. 287) отмечает, что у Мф. и Лк (22, 64) иначе, чем у Марка: "Пророк,
угадай, кто Тебя ударил" - у Марка же: "Вот теперь пророчествуй".
Лука полагал, что избивали Иисуса стражники (22, 63). Вполне возможно, что было
и то, и другое: и охранники играли с Иисусом в "угадайку", и почтенные
старшины издевательски предлагали Иисусу показать себя пророком. Разница очевидна:
простые люди считают, что пророк должен знать, когда в магазине будет масло -
Марк Твен издевался над предсказателями, которые не могут угадать, что он делает
пальцами в кармане - люди культурные понимают, что это попросту неинтересно и
неважно. Важно не будущее, а вечное. И именно поэтому те, кто предлагал Иисусу
угадать ударившего Его, менее виноваты - им выдали на расправу преступника, они
с чистой совестью отдыхают. А вот те, кто не верит, что пророчество обязательно
должно соединяться с мощью, что вечное приходит с мечом и огнем, истребляя грешников,
тем будет трудновато жить вечно.
|