Мф 27, 39 Проходящие
же злословили Его, кивая головами своими
Мк. 15, 29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими
и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя
Самого и сойди со креста.
Лк. 23, 35: И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе
с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он
Христос, избранный Божий.
№162 по согласованию. Предыдущий
стих. - Следующий стих.
"Кивая головами" по-гречески забавно: "кинунтес тас кефалас".
Переводчиков Евангелия специально предупреждают, что надо учитывать, как в той
или иной культуре выражается насмешка: движением голова вбок или вперед. У многих
народов "нет" - это кивок вперед, а не в бок, как у русских Это очень
по-разному, потому что различие-то между "да" и "нет" не так
велико, как ни странно. Часто можно сказать "да уж" - и это будет означать
решительно несогласие. Можно даже сказать "да нет!". И даже русский
легко запутается в ответе на многие вопросы с двойным отрицанием. А все потому,
что и "да", и "нет" (см. Мф.
5, 37) происходят от возгласов, обозначающих не согласие или не согласие,
не логическое рассуждение, а зрительный образ, направление, повеление: тут или
не тут (нет - от нетути). Это как определенный артикль и неопределенный. Кивать
головой - это шевелить, и не так уж важно, как именно шевелить, а важно, что живой.
Когда любят, часто говорят "нет", хотя подразумевает "да"
- и тот, кто любит любящего, это понимает. Лишь бы что-то прозвучало, где нет
звука и движения - там смерть и ненависть. Приятно, небось, чувствовать себя живым
и кивать головой - и неважно, как именно - если глядишь на человека, приколоченного
ко кресту, который не в силах пошевелить этой самой головой. Или может кивать
лишь вправо и влево - а кивнуть утвердительно не может, бревно помешает. А мы
люди свободные! То-то на латыни однокоренное "кивео" означает "угодничать":
стоит один свободный человек и кивает мудрым словам другого свободного человека.
Сколько в насмешке над Христом было доброй воли, если можно в данном случае так
сказать, насколько это было от себя, а насколько - от солидарности с начальством?
Это даже на Страшном суде трудно будет разобрать, а главное - нужно ли? А что,
насмехаться ради того, чтобы почувствовать себя одним целым не с этим, не с распятым,
а с теми, кто распинает - это не грех? Перед распятием и да, и нет превращаются
во вздор, и остается лишь замереть и молиться, чтобы этого не было, не было.
5.8.2004
|