Яков Кротов
Мт. 27, 57
Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который
также учился у Иисуса;
Мк. 15, 42 И как уже настал вечер, - потому что была пятница,
то есть день перед субботою, - 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета,
который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела
Иисусова.
Лк. 23, 50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек
добрый и правдивый, 51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города
Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
Ио. 19, 38 После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса,
но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и
Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
№165 по согласованию. Стихи предыдущий
- последующий. Иллюстрации.
В
характеристике Иосифа Аримафейского все четыре евангелиста проявляют поразительный
разнобой. Это случай, когда разнобой подтверждает подлинность текста, потому что
характеристики гениально дополняют друг друга и очень помогают понять дающих характеристику.
Для Матфея Иосиф - богач, для Марка - знаменитый член совета, для Луки - добрый
и правдивый человек, для Иоанна - человек трусливый (боящийся иудеев и потому
скрывающий свою близость с Иисусом). Можно смело предположить, что Матфей, перестав
быть сборщиком налогов, не перестал оценивать людей прежде всего по количеству
денег у них в кошельке. Марк был молод и обращал внимание на то, кто какую карьеру
сделал. Лука - возможно, врач, во всяком случае, человека судил прежде всего по
его способности утешать других людей, не обманывая их. Иоанн - смельчак и не слишком
деликатный смельчак, не умеющий скрыть лёгкое презрение к трусоватому старику.
Иосиф Аримафейский (I век). Последователь Христа - "но тайный из страха от
Иудеев" (Ио. 19.38). В отличие от других учеников, ему было что терять и
кроме жизни: приличное состояние, положение в обществе. Иисус не требовал, чтобы
Иосиф открыто исповедовал свою веру, раздал имение или вышел из состава Синедриона.
Наверное, Иосиф был не единственным "добрым и праведным" в Синедрионе,
но стал единственным, кто отказался участвовать в суде над Иисусом. Так, в решающий
момент, он поставил Иисуса выше национального, политического и религиозного единства.
Он не стал выступать, спорить, убеждать сплоченную ненавистью массу - просто ушел,
присоединившись не только мыслью, но и скорбью к ученикам. Сердце Иосифа в самой
страшной ситуации оказалось бесстрашнее и щедрее многих: он пошел к Пилату просить
тело умершего Иисуса, он похоронил Его "в новой своей гробнице". Иосиф,
возможно, единственный из людей, чье место в Царстве Христовом получено не даром,
а за нечто вполне материальное - место упокоения Христа. В середине XIII столетия
родилась легенда, что ап. Филипп послал Иосифа из Галлии на проповедь в Британию;
якобы Иосиф носил с собой чашу с Кровью Христа, собранною на Голгофе, и спрятал
ее ("Святой Грааль")
в месте, доступнм лишь чистому и святому рыцарю. Реальность удивительнее: Кровь
Христова - в каждом христианском храме, доступная всякому в дерзновении веры и
покаяния. Robinson J. Armitage. The Glastonbury Legends. 1926. Память в
Католической Церкви 17 марта, в Православной - во второе воскресенье после Пасхи
("неделя жен-мироносиц") и 31 июля/13 августа.
|