Вера
БРИТВОЙ ОККАМА - ПО ГРУДИ МАРИИ МАГДАЛИНЫ!
«Бритва Оккама» - отличная методология, неплохое наблюдение и скверная философия.
Отличная методология, потому что очень продуктивно пытаться стереть всё вокруг себя и смотреть, что стереть не удаётся.
Неплохое наблюдение – в реальной жизни любой человек интуитивно экономит силы на выявление причин происходящего. Отсюда, однако, вера в жидомасонский заговор. Цинизм отличается от скепсиса как жадность от бережливости.
Скверная философия – потому что философия, наука и теология должны не строить модель поудобнее, а открывать реальность.
Главная жертва неверно используемой бритвы Оккама – Творец. Соскрести Бога нетрудно. Понятно, что «творение» - концепция недоказуемая, по определению. Только посредственный творец оставляет следы своей работы. На плохо уложенном асфальте отпечатки сапог рабочих, на дешевом горшке – отпечатки пальцев, на плохом смартфоне всюду отпечатки пальцев владельца. Главный-то вопрос с творением не «как сотворено», а «почему Он это сделал», а тут в принципе ответа быть не может, потому что причинно-следственные связи заканчиваются там, где начинается личность с ее досадливой свободой, тем более – где начинается Тот, образом кого является личность.
Соскребание Бога – это еще полбеды, Бога от Оккама меньше не станет. Целая беда, когда человек себя отскребает со здания мироздания, а такое бывает, и даже ох как бывает…
Примером беды комической является традиционная ошибка дилетантов от истории: «стяжка» персонажей, желание навесить на одного человека с именем все анонимные тексты. В патологической форме это – фоменковщина, но греховно и неудержимое стремление приписать «Слово о полку Игореве» какому-нибудь из упомянутых в летописях персонажу.
Одной из безобидных жертв полосования бритвой Оккама по истории стала Мария Магдалина. Или Мария – сестра Лазаря? Их в Средние века отождествили. Хорошо, с Богородицей не слили.
Сливали, конечно, великие знатоки женской психологии – то есть, мужчины. Достаточно поглядеть на картины. И дело даже не в мягкой эротике жанра «Ни капли силикона в обнаженной груди кающейся Марии Магдалины». Вершиной является эротика изысканная, где Магдалина рыжая (с XIII века) – чтобы никто не сомневался, что она эротическая ведьма - а в руках у нее то красное яйцо, то череп, то флакон, в общем, привет доктору Фрейду. Круглое, пустотелое, открывающееся, наполненное и изливаемое…
В XVI веке отождествлять Марию из Магдалы и Марию из Вифании формально запретили, но кого это волновало! Наоборот, груди Магдалины поставили на поток. Апофигей – в огромном полотне Гвидо Каньячи 1660 года (не мог подождать 6 лет!), где Мария, устыженная упреками Марфы, скинула с себя роскошные одеяния и валяется на полу в покаянии и полупрозрачной набедренной повязочке. Над нею ангел в синих сатиновых трусах типа «я у мамы пионер», явно только что из бара «Голубая устрица».
Разумеется, у христианина сразу встает вопрос: разве Марфа упрекала Марию в любви к роскоши? Марфа упрекала Марию в любви к Иисусу! Разве Мария «сидела у ног» (сейчас бы сказали «глядела в рот») Иисуса напомаженная и расфуфыренная? Вообще весь смысл рассказа не в упреке от Марфы к Марии, а в упреке от Иисуса к Марфе.
Так в том-то и дела, что смысл – дело не только недоказуемое, но даже анти-доказуемое. Смысл агрессивно выискивает доказательства и бьет их тапком.
Никого и никогда упреки до покаяния не доводили! Спросите Иоанна Предтечу – или Иродиаду, смотря куда попадете после смерти. Более того, психологически невозможно, чтобы Марфа пилила гулящую Марию. Муравей же не звал стрекозу присоединиться-поработать. От созерцания хочется оторвать, от распутства – зачем? Ну какая из проститутки повариха! А из мистиков очень даже превосходные асфальто- и рельсо- укладчицы получаются, они знают цену материальному и умеют с ним обращаться.
Иисус не упрекал Магдалину – Он изгнал из нее бесов. Это же полярные действия! Кто упрекает – плещет бензином в огонь. Где в Евангелии Иисус скачет вокруг бесноватых, бия бубном по голове и бормоча латинские заклинания? Дунул, плюнул – и вся недолга! Так что не надо бить пасхальным яйцом по лбу ближнего своего! Расколупните, посолите и угостите. Откуда «посолите», почему «посолите»? Да оттуда, что без соли вера такая же гадость как застолье без соли. Пересаливать не надо, но и недосол дорого обойдется – причем вам, а не тем, кого вы угощаете. Не я сказал – Господь Иисус сказал.