«Богу нужно давать самое лучшее» - не объяснение, почему храмы украшают золотом. Это лишь видимость объяснения. Ведь не объяснены два обстоятельства. Во-первых, почему Богу нужно давать самое лучшее? Во-вторых, а что такое «самое лучшее»?
«Самое лучшее» Богу можно отдавать из двух противоположных побуждений: если любишь Бога и если Бога боишься. Если мы боимся Бога, то Бог недостоин любви. Если любим, то Бога можно не бояться.
В повседневной жизни «самое лучшее» отдают из не очень чистых соображений. Завоеватели отбирают у завоёванных самое лучшее, чтобы те не могли взбунтоваться и чтобы показать свою власть.
Конечно, можно сказать, что в любви есть страх: страх обидеть любимого. Но ведь это ненастоящий страх. Любовь превращает всякий страх, как и всякое насилие, в часть любовной игры. «Милые бранятся, только тешатся». А если не тешатся, если всерьёз, то уже не милы друг другу, а враги.
Разнообразный скептицизм говорит, что жертвы Богу по сути – наглядная агитация и пропаганда, и не за Бога, а за себя, любимого. «Смотрите, что я пожертвовал!» «Вон, сколько я отдал, а представляете, сколько осталось?» «Кто золотую бляху повесил, тот и главный!»
Скептицизм прав. То же самое говорил и Бог через пророков, отвергая жертвы и прося: «Жертва Богу – дух сокрушенный и сердце смиренное».
К счастью, мы живём в такое время, когда власть и гордыня плюнули (в основном) на Бога и самоутверждаются помимо религии. Это, между прочим, означает, что с ними труднее бороться. Поэтому атеистический скепсис сегодня недорого стоит. С Богом бороться смелости не надо, ты пойди с милитаризмом поборись…