Живая вечность
ВИРТУАЛЬНЫМ ГРЕХАМ - ВИРТУАЛЬНОЕ ПОКАЯНИЕ
Ответ на письмо компьютерщика
Так получилось, что меня попросили ответить на Ваше письмо. Я бываю
и в Церкви, и в интернете, грешу и реально, и виртуально, так что
Ваш опыт разделяю. Да интернет лишь обострил то, что давно беспокоило
людей. Христос это сформулировал жестче всех – кто похотливо поглядел
на женщину, тот в душе козел. Пускай ненадолго, и женщина не пострадала.
Так что положение намного хуже, чем нам кажется. Основная грязь
не в интернете, а вне, в том числе -- духовная грязь. Поэтому так
боятся интернета – знают, что такое нематериальный грех. Христианство
как бы надевает близорукому человеку очки и тот видит, что пятен
на совести куда больше, чем казалось раньше.
При этом становится видно, что е-грехи – не самая главная проблема.
Эмоции, которые испытывает человек, убивающий виртуально сорок тысяч
враго, -- ничто в сравнении с тем, что происходит во время самой
мелкой ссоры с сослуживцем или родными. Тут даже на виртуальную
исповедь времени жалко.
К тому же компьютерная игра лишь частный случай игры вообще, и
как любой ребенок понимает, что в казаках-разбойниках не убивают
по-настоящему, так и в компьютерной игре, как ни заигрывайся, понимаешь,
что это всего лишь игра, что нарисованный на экране колдун – не
колдун, что победа над злом в виртуаьном мире – вовсе не победа.
В виртуальном грехе так же нет греха, как нет гордыни у священника,
повторяющего слова Христа – есть цитата, есть отстранение от самого
себя. Зачем человеку дано это умение отстраняться от самого себя
– вопрос интересный, но в любом случае это умение исключительно
приятное и ценное явление.
Увы, как все приятное и ценное, способность отстраняться извращается
– Вы очень удачно описали милитаризм как потерю чувства реальности,
отношение к жизни словно к игре. Это уже дажене грех, а порок, то
есть грех, пустивший в душе корни, ослепивший человека. Но и тут
не виртуальная исповедь нужна, а реальная, кропотливая работа по
преодолению воинственности.
Плохо не то, что человек способен грешить в мыслях, а то, что человек
может соврать самому себе и сказать, что никакого греха он не допустил.
Легко человек отличает и моменты, когда он смотрит порнографический
журнал с научной целью (наверное, такое бывает, хотя бы сексопатологов),
а когда с какими-то другими. Но еще с большей легкостью человек
заявляет, что он вовсе не страдает пристрастием к порнографием,
а просто изучает ее.
Наверное, именно потому человек так боится, что Бог – всего лишь
игра человеческого воображения, или что мир – это всего лишь игра
воображения Бога. Как Вы пишете: «Может, мы – огромная компьютерная
игра и кто-то так же нами играет». Даже если бы это было так (а
доказать или опровергнуть такое утверждение невозможно), чего тут
страшного? Если я – выдумка Бога, так да здравствует такой Выдумщик!
Какая разница: выдумали меня или сотворили?
Разница очевидна: мои фантазии существуют лишь у меня в голове,
а то, что я сотворил, существует вне меня и мне уже неподвластно.
На что больше похож человек – на фантазию Бога, на компьютерную
программу, придуманную Богом, или на творение Божие? Верующий знает
твердо: человек – не фантазия Бога, а творение Бога, и этим объясняются
и наши сильные, и наши слабые стороны. Так что не надо бояться,
что мы ненастоящие, не надо тратить время на ненастоящее покаяние
в ненастоящих грехах. Достаточно просто время от времени отрываться
от клавиатуры и оглядываться вокруг – и Бог, коли уж Он есть, обязательно
попадется нам на глаза.
|