Живая вечность
Мои шаги к единству Церкви
См. в целом
"Люди связывают величие идеи единства со средствами его достижения, Бог —- с результатом. Такое понимание идеи величия заставляет людей размениваться на тысячу мелочей. Принудить всех шагать в ногу к единой цели — такова идея, сложившаяся в человеческих головах. Сделать деяния людей бесконечно разнообразными, но так, чтобы деяния эти многочисленными путями вели к осуществлению единого великого замысла,— такова Божественная идея. Человеческая идея единства почти всегда бесплодна, идея Бога чрезвычайно продуктивна. Люди стремятся засвидетельствовать свое величие, упрощая средства; у Бога же проста цель, а средства ее достижения бесконечно многообразны" (Токвиль, 509).
Внимание! Нижеследующие тексты категорически запрещаю распространять и
цитировать публично без моего разрешения.
В 2003 году, в марте я перечитал книгу Александра Зорина об о. Александре Мене.
В книге Зорина цитируются слова о.А. с критикой тех, кто поддается прозелитизму,
покидает свою Церковь и тем предает дело Христово. Конечно, я стал раздумывать
о том, не относится ли это ко мне. Кажется, все-таки нет. И дело не в том, что
не столько меня звали, сколько я искал возможности следовать своему призванию.
Дело даже и не в том, что какое уж там общее дело у меня с теми, для кого отец
Александр - еретик в собачьем ошейнике (он вовсю носил на западный манер клерикальный
воротничок, "коловратку").
Не осталось у меня общего и с теми прихожанами отца Александра, которые ушли
в крайне замкнутые кружки, где вроде бы и делаются какие-то дела, да не узнать,
какие, и где тем громче возглашают о своем миссионерстве, чем более миссия заменяется
спекуляцией и самоутверждением. Нет у меня общего с теми, кто провозгласил отца
Александра идеологом аполитичности - он ведь никогда таковым не был, он же помогал
отцу Глебу Якунину пройти в депутаты Госдумы, он всегда был с интеллигентами и
с диссидентами, а не с интеллектуалами, которые призывают спокойненько проповедовать
"чистое" Евангелие, безо всяких там размышлений о войне в Чечне и т.п.
И, конечно, нет у меня ничего общего с теми, кто продолжает укладывать Невесту
Христову в койку очередного не кесаря даже, а псевдокесаря, и принципы этого псевдокесаря
- то есть, господство через нарушение права, через издевательство над правом -
заботливо развивает в Церкви.
Тем не менее, дело не в этом. Во-первых, у меня достаточно общего со многими,
если не с большинством пребывающих в Патриархии, в том числе, и со многими, а
может, и с большинством причастными к жизни о.Александра - с теми, кому душно
и мучительно в храме, но кто все-таки остается в храме, а не захлопывается в квартире.
Но это "общее" таково, что оно сохраняется и сейчас: общность в страдании,
в отличие от общности в энтузиазме любви к власти и силе, не знает организационных
перегородок.
Во-вторых, всегда полезно представить себе, что ты не в России веруешь, а в
той же Англии. Тут уж война в Чечне ни при чем, и политикой можно не интересоваться.
И кто же предает дело Христово в Англии? Что, единство Церкви - у тех, кто живя
в Лондоне и Дублине, оказывается членом Русской Православной Церкви? Да еще не
просто Русской Церкви, а каких-то фантастических с точки зрения канонов "ставропигиальных
приходов"? На самой канонической территории Рима - что делать под омофором
патриарха Москвы?
Не хочу даже поминать, что о.А. формировался в церкви, которую обвиняли в расколе
- обвиняли с точки зрения критериев, оставшихся вполне неизменными и в сегодняшней
патриархии. Там была для него святость, а не в агрессивном, развращенном и лукавом
благочестии, которое одинаково омерзительно и когда оно с властью, и когда оно
начинает изображать из себя борца с антихристом. И в патриархийную юрисдикцию
он пришел не потому, что разуверился в прежней и возжелал "единства",
а потому что там полагал более практичным осуществлять свое призвание.
А вот хочу поминать и поминаю иногда (после Папы) - Патриарха Алексия, и мечтаю
о единстве Церкви, которое может помочь в исцелении болезней - не болезней Церкви,
конечно, Церковь вполне здорова, а в исцелении болезней некоторых участков мозга
некоторых членов Церкви в некоторые моменты их экзистенции. И не прошу у Бога
уничтожить Московскую Патриархию, а только прошу у Бога, чтобы Патриархия стала
подлинно Патриархией - Церковью действительно единой, а не собранием разнородных
движений, которых объединяет лишь желание прикрыть свой анархизм формальной вывеской
единства, свою советскость - национализмом. Но я бы предал голос Божий, предал
бы свое призвание, если бы принес реальность Божьего зова в жертву единству, -
к счастью, так выбор и не стоит, потому что требуют жертвовать единству фиктивному,
а не настоящему, которое с зовом Божиим не может быть несовместимо. Лучше быть
вне формального единства - но в верности Богу, чем издеваться над Творцом, прикрываясь
картонным единением.
А то получается как в "Саге о Форсайтах": можете тратить на строительство
дома любую сумму. Но в пределах десяти тысяч фунтов. Можете, должны следовать
призванию Божию - но не выходя из канцелярии святейшего правительствующего синода.
Что внушает оптимизм? Оптимизм внушает то, что сегодня те самые люди, которые
в течение многих лет, когда я твердил об опасности православизации, реставрации
Совка и пр. - и они считали меня радикалом, паникером и зазнайкой - теперь эти
люди пишут все это самое. То, что десять лет назад было вызовом, теперь стало
банальностью. Почему, кстати, мне легко не писать в газеты - тем более, газет
больше нет, остались партийные листки: зачем писать банальности? Так что можно
рассчитывать, что и мои призывы к тому, чтобы быть православными в самом точном
смысле слова - быть в единстве с Римом - тоже станут банальностью. Жаль, конечно,
что и излагать их будут банальным, скучным языком... Впрочем, к тому времени я,
слава Богу, скорее всего помру и буду читать уже не написанное в газетах, а написанное
на небесах!
13 марта 2003 года
А вот текст, написанный в 1999-м году. Замечу, что через три года я сам стал
священником именно той юрисдикции, где о. Глеб Якунин. Почему? Не потому, что
я перестал считать стремление к чистоте недостаточным поводом для ухода из Патриархии,
а потому что я теперь полагаю, что о. Глеб вовсе не за этим ушел - да и не ушел
он, а был изгнан, и изгнан несправедливо. Я сам ушел из Патриархии не за поиском
какой-то "церковной чистоты", а следуя своему призванию. Господь призвал
меня к священству, я долгие годы считал, что "к священству" - значит,
лишь в Московской Патриархии. Но Патриархии удалось меня в этом разубедить.
В 1998 году я познакомился со священником "катакомбной
церкви" Александром, который стал убеждать меня, что и Католическая Церковь, и
Московская Патриархия предали Христа и догматы Церкви, что можно, правда, обращаться
к их иерархам для получения рукоположения, но это "по нужде", а потом нужно уходить
от них и сохранять в одиночку чистоту веры. На что я ответил письмом, из которого
привожу основную часть:
Я считаю Католическую Церковь и православные патриархаты
(включая Московскую Патриархию) вполне благодатными и каноническими, составляющими
единую Вселенскую соборную и апостольскую Церковь.
Я не считаю, что недостатки иерархов Московской Патриархии и их политики могут
быть приравнены к ереси.
Напротив, я считаю, что критики Патриархии (и католиков), в стремлении к чистоте
уходящие в особые юрисдикции — как старообрядцы или катакомбники, включая отца
Глеба Якунина — неправы и образуют "самочинные сборища". Милостью Божией, я надеюсь,
и там пребывает благодать, но не благодаря уходу, а вопреки ему. Поэтому я был
так рад Вашему желанию присоединиться к Церкви — через Римский патриархат.
Если я Вас правильно понял, то Вы считаете возможным в крайнем случае рукополагаться
у еретиков, чтобы потом уходить от них, продолжая считать себя священником. Вы
при этом ссылаетесь на церковную историю. В ней много было гадостей, и это (у
старообрядцев, кажется, встречалось подобное) — тоже безнравственность, нарушающая
элементарные правила порядочности ("природного закона"), равно как и заповедь
"не лжесвидетельствуй". Позволять себе "по нужде" подобные обманы и в то же время
осуждать других за обман и подлость — недостойно человека.
*
Вопрос о взаимоотношениях православных и католиков такой мелкий... Это лишь в наших эргастериальных условиях он превращается в слона. Вот когда католики соединяется с протестантами, новообрядцы со старообрядцами, католики с новообрядцами, католики-православные - с дохалкидонцами, тогда встанет проблема более высокого уровня: воссоединение иудеев и христиан. А когда решится эта проблема, встанет проблема высшего уровня: воссоединение верующих с людьми. |