В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Почему нельзя было просто сказать им идти прочь, раз "вертеп"? Зачем опрокидывать?"
Как и в случае с ослом, это типичный спектакль, проповедь через жест.
- "А главное, как это соотносится с Нагорной проповедью, "не противься злу"? Или все-таки есть Абсолютное Начало, которое находится вне тех правил, которые устанавливает? Но разве можно научить чему-то неразумного, не подавая ему пример собственным поведением, а лишь манифестируя то или иное положение, опровергая его своими действиями?"
Торговля в Храме вовсе не зло, изгнание торгующих не "противление злу", а просто "спор хозяйствующих субъектов".
Если всерьёз. Именно потому, что это спектакль, "действо", никто из современников Иисуса не принял происшедшее за призыв употреблять насилие. Люди, которые не отличают символического действия от реального, наивны как те ковбои, которые стреляли в киноэкран. Под этой сценой надо бы подписать, как подписывают некоторые рекламные ролики: "Не пытайтесь повторить!". Без спектакля обойтись было невозможно, как невозможно целоваться, не соприкасаясь. Если бы Господь рвал изображения торговцев, это бы не впечатлило. В конце концов, вряд ли там кто-то физически пострадал, это было смешно, а не грустно. Шутка была в том, что торговцы не свечи продавали, а меняли деньги обычные на "сакральные" для покупки скота на жертвоприношения - и вдруг Иисус их самих как скотину гонит кнутом.
Один эпизод не должен перевешивать десяток других эпизодов и поучений, запрещающих насилие. Эпизод имеет очень чёткую мораль: не оскверняйте дом Божий. Передёргивают те, кто расширительно толкует этот эпизод как оправдание всякого насилия. Лукавство таких людей в том, что именно торговля в религиозной сфере у них обычно возражений не вызывает.
Ср. Мф, 21, 13.