Богочеловеческая комедия - Вера.
Книга Премудрости Соломона написана примерно за полвека до рождения Иисуса. Соломон помянут не из лживости, а ради точности - автор точно охарактеризовал свой жанр - "эссеистика в стиле Соломона". "Кремлевский пропагандист" - это ведь не тот, кто живёт в Кремле.
Еврейского текста нет и, возможно, не было никогда, лишь греческий. Что же, текст чужой для Библии? Только не для христианина. Евангелие тут прощупывается и проглядывается как утюг, который накрыли покрывалом.
Рождение, праведник, называющий себя сыном Божиим, его бесчестная смерть, его бессмертие, - вся суть христианства уже тут. В "канонических" книгах нет так ясно выраженной веры в бессмертие и воскресение. Не потому, что они канонические, а потому что они - книги, тексты, а Откровение - как гедеонова роса, которая сейчас - на шерстяном одеяле посреди сухой травы, а завтра - на "второканонической" траве.
Образ гнусного злодея, конечно, малость карикатурен. Гнусные злодеи, конечно, случаются, но они не оправдываются, они злодействуют. Но и карикатура годится - если для самопознания.
Надо хоть раз в жизни сказать себе, что жизнь бессмысленна. Преодолеть детскую уверенность в том, что всё действительное разумно, что мама рожала именно меня, любимого, а не просто не успела сделать аборт.
Я - не закономерен, я - случаен. Это ужасно неприятно. Закономерности в мире есть, но я - я как я, я как личность - совершенно не закономерен. Звезды образуются закономерно, вода закипает закономерно, моё тело было зачато закономерно и выродилось закономерно, но я - нет. Кто такой "я" - не знаю, но точно не результат намерений папы с мамой.
Довольно жутковато, но не катастрофично. Психологически - очень полезно. Не просто "всё суета сует", а - "и лично я суета сует". Недурная прививка от подлости, вопреки карикатуре в "Премудрости". Подонки чаще считают себя как раз богами, вечными и неизменными. Вот с восприятием других у них проблемы. А у нас?
Лучшее у неизвестного эссеиста - одно маленькое словечко, которое в его время у каждого запускало однозначную ассоциативную цепочку, а в наше время просто непонятно. "Горнило". Ну кто из современных людей видел горнило? Кто понимает, что образ золота, выливаювающегося из горнила - это фантастически прекрасный образ нового рождения? Что устье горна, печи, домны - это идеальная отсылка к раскрывшейся женской матке?
Воскресение - это не фокусник с палочкой махнул и распиленное спилилось взад. Воскресение - это Бог родил. Не река забвенья, а вулкан воспоминания - такого жгучего воспоминания, что воспоминаемое становится реальностью. Женщина, рожая, производит на свет воспоминание - сперва лежачее, потом ходячее воспоминание о Боге. "Образ и подобие", используя другое, вполне синонимичное выражение. Смерть - стирает это воспоминание. Бог - раскаляет до воскресения. А я-то что делаю? Отливаю от ближних в свою пробирочку или как?
* * *
А вот и сам текст из "Премудрости":
Неправо умствующие говорили сами в себе:
"Коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада.
Случайно мы рождены и после будем как небывшие. ...
Будем же наслаждаться настоящими благами ... Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.
Устроим ковы праведнику ... Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других ... он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.
Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением ... осудим его на бесчестную смерть...".
Так они умствовали, и ошиблись ... Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.
В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную.