|
Оглавление книги
Ио. 1, 19.
1, 19-28
К Иоанну приходит посольство с вопросом.
Но их вопрос -- не первый, их вопрос есть следствие вопроса, который предлагает
людям Иоанн: "Угадайте, кто я". Хамское "а ты кто такой?" (подобный вопрос --
требование настоящего имени, всегда есть хамство, ибо не только Бог, но и человек
имеет право не открывать своего имени). Это загадка, религиозники не смогли найти
на нее ответ, и теперь вынуждены спрашивать отгадку. они уже немного смешны. Иоанн
по-сказочному трижды отвечает, что он -- не тот, не тот, не тот (не мессия, не
пророк Илия, вообще не пророк).
Пришедшие просят пощады: если ты не
ответишь, нас накажут пославшие нас. Про наказание умалчивается, но каждый, кто
жил в восточном деспотическом обществе, хорошо понимает это умолчание. Иоанн отвечает
новой загадкой. Она не в словах "Я -- голос" (он тут же объясняет, чей он голос),
она в словах "исправьте путь Господу". Где Господь? Где его путь? Откуда ты знаешь
этот путь? Религиозники поняли довольно верно и поэтому спрашивают: "Кто же ты,
если говоришь о таких вещах, не будучи мессией?"
Иоанн отвечает сразу тремя загадками
на одну тему, и все три загадки -- не о том, кто такой Иоанн, а о том, кто такой
Иисус. К этому весь разговор и шел, вопреки намерению священников и левитов.
Определение Спасителя как того, кто
находится среди людей, перекликается с определением предателя как того, кто находится
среди людей. Причем, если у синоптиков апостолы начинают спрашивать Спасителя
"не я ли", Иоанн эту фразу убирает и пишет просто: " ученики озирались друг на
друга", и дальше идет очень сложная процедура: Петр приказывает (в прямом
смысле -- дает знак) Иоанну, чтобы тот спросил Иисуса (Ио.
13.21). Это логично: Иисус задал загадку, Ему и ответ держать. Иисус отвечает
не словами, а жестом, не называет имени Иуды, а определяет, что такое предатель
вообще -- тот, кто озлоблен на мир до такой степени, что даже получая добро, видит
в нем зло.
|
|
|