Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 1 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь?

На первый взгляд, простое как свежий огурец воспоминание. Уставший от надоедливых ханжей Иисус пытается довольно грубым вопросом отделаться от Андрея и Иоанна, а те пытаются подольститься. Вопрос Иисуса - вовсе не вопрос, а восклицание, вопрос Андрея ("где живешь?") - тоже не вопрос, а восклицание, междометие вместо ответа. И Иисус отлично знает, что нужно посетителям, и посетители отлично знают, где живет Иисус. И вот это "сердечное", "простое" до простоватости воспоминание идет через несколько строк после фантастического "В начале было Слово"? Разумеется, в таком контексте оно прочитывается по-другому - и автор, видимо, хотел такого эффекта. Иисус задает главный вопрос, вечный вопрос: что нужно человеку? Любопытство или стремление к истине? Хлеб или Слово? Дисциплина или свобода? Андрей с Иоанном отвечают: "Нам нужно быть с Тобой, нам нужна истина, а не любопытство, Слово, свобода". Потому что посмотреть, где живет Иисус, означает согласиться с тем, что Иисус не живет в каком-то особенном месте. Как заметил сам Иисус, говоря о Предтече, человек, который интересен местом своего обитания, вовсе неинтересен (во всяком случае, так можно истолковать Мф. 11, 8). Место всегда некрасивее человека, если только человек - настоящий. Однако, не всякому дано это увидеть. Пушкин замечал, что для лакея нет гения, а есть неряшливый господин. Это потому, что лакей - лакей, он несвободен. Свободный человек иначе видит мир, и неряшливость в дому гения его не смутит. Называя Иисуса учителем, соглашаясь принять Его целиком, принять свободно, ученики загадывают нам загадку: "Можете ли Вы признать Бога - Богом, признать Бога Богом и в добре, и в зле, и в радости, и в страданиях, увидеть, что Бог живет всюду?"

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова