Оглавление книги
Ио. 2, 6 Было же тут шесть
каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
№25 по согласованию. Фраза предыдущая - следующая.
В
обычном современном ведре - 20 литров, это половина "меры", упомянутой Иоанном. Каменный сосуд, в
который умещалось 120 (три меры) или 80 (две меры) литров - весьма и весьма приличных размеров фляга.
Уж как они её таскали! Зато каменные сосуды не упомянуты в числе посуды, которую нужно мыть (Лев.
11). Возможно, камень считался более благородным материалом, не поддающимся осквернению. Так телевизор,
вделанный в старинный секретер, приобретает налёт аристократизма. На острове Пасхи сосуды для религиозных
обрядов делали из камня, причём воспроизводили глиняные сосуды. Старое кажется почтеннее - поэтому
даже, когда уже были ножи из металла, жрецы для жертвоприношений использовали кремнёвые.
Спрашивается: зачем Иоанн упоминает, что вода была именно в сосудах для ритуального омовения?
И неужели в доме не было других запасов воды? Или эти сосуды стояли ближе всех прочих? Вполне всем
этим можно было бы пренебречь. В другом дело, в другом - Иисус иронизировал над ханжеством. Запасённое
для Бога - наливай человеку! Чистенькими быть захотели? Даже лёгкого намёка на запах пота и спермы
боитесь? Ничего чище брака не бывает! (Поэтому, наверное, так мало постелей удостоятся на Суде звания
супружеского ложа...) Вода приберегалась прежде всего, чтобы очиститься от возможного соприкосновения
с мертвечиной - потрачена была на то, чтобы помочь рождению, а не стерильности безбрачия, любви,
а не "любовному отношению к человеку", которое горазды проповедать те, кто объявил безбрачие главным
в христианстве. Обязательное безбрачие - попытка заставить людей пьянеть от освящённой воды. И ведь
многие изображают экстаз... Иисус начал с того, что влил в глотку сотрапезникам то, что было предназначено
для мытья ног, а три года спустя закончил тем, что вымыл сотрапезникам ноги. Начал с претворения
воды в вино, закончил претворением вина в Бога.
|