Оглавление книги
Ио 4, 14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
№32 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации.
См. вода.
Когда Иисус называет себя "источником воды живой", противопоставляя
эту воду - воде из колодца самарянки, Он уж наверное помнит фразу из Притч 5,
15-17: "Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 16 Пусть
[не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 17 пусть они
будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою". Иеремия же восклицал
от имени Бога: "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой,
оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды"
(2, 13). Человек не должен разливаться, человек вынужден копить воду, экономить.
В конце концов, разлитая вода - это основа грязи. Это все равно что вывороченные
кишки - ведь человек в основном из воды состоит. Здесь непереходимое различие
между Творцом и тварью: Бог изливается - чистота, жизнь и радость, человек изливается
- занудство, грязь и неопрятность. Воздержание и в том, чтобы поменьше пить, и
в том, чтобы поменьше изливать на других свои проблемы и свою злость, - "пусть
они принадлежат тебе". Воздержание и в том, чтобы не подменять Духа Божия
своими "духовными исканиями". А то выйдет своеобразная уринотерапия
(и некоторые приверженцы лечения собственной мочой ссылаются на Притч. 5,15).
Когда в Ио. 14, 13 Иисус говорит, что Его истина - вода, испив которой человек
"не будет жаждать вовек", Он имеет в виду и слова Премудрости Иисуса,
сына Сирахова: "Ядущие меня еще будут алкать, а пьющие меня еще будут жаждать"
(Сир 24, 23). Это не означает остановки, - напротив, "вода" истины будут
стремиться ("течь") в жизнь вечную. От жажды - не к застою, а к движению.
Но движение и жажда - не синонимы, как часто кажется здесь, где "сытый голодного
не разумеет". Вообще дело не в наших ощущениях, а в том, что Истина сама
- движение, проточная вода, а не пруд. Беспокоиться надо не о том, движемся ли
мы, а о том, в Истине ли мы, - если мы в ней, мы движемся с Нею, если мы вне Истины,
мы стоим даже на бегу. Бог похож на воду не тем, что утоляет жажду, а тем, что
неостановим.
В воскресенье 12 мая Православная Церковь празднует пятое воскресенье после Пасхи, посвящая его женщине-самарянке. В этот день в храмах читается евангельский рассказ о том, как Иисус однажды присел отдохнуть у колодца; ученики пошли в соседнее село купить еды на ужин. Колодец этот показывают до сих пор, он называется “колодец Иакова”: имеется в виду тот древний Иаков, который полюбил красавицу Рахиль, встретив ее у колодца, и так “взыграло сердце” в нем от этой любви, что Иаков в одиночку отвалил камень, служивший колодцу крышкой. Конечно, тот колодец находился совсем в другой стороне, но при словах “колодец Иакова” все-равно вспоминался жар первой любви, загрохотавший камень, влажный запах жизни в глубине камней. Неудивительно и то, что разговор, который Иисус завел с женщиной около этого колодца, весь был о воде и одновременно, хоть и непрямо, о любви, неудивительно и то, что этот разговор прямо связывают с праздником Воскресения: ведь Иисус назвал Себя “водой”: словно праотец Иаков, Господь взглянул на человечество — и полюбил нас навсегда новой любовью, и Бог Отец отвалил камень от пещерной гробницы, словно от колодца, и Сын Божий вырвался из каменной глубины навстречу всем страждущим.
Оп. Куранты, 1996. |