Оглавление книги
Ио 6, 61. Но
Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет
вас?
В Ио. 6, 61-62 Иисус говорит, "зная ..., что ученики Его ропщут ..., сказал
им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего
[туда], где был прежде?" В ст. 42 люди соблазнялись тем, что Иисус называл
Себя сшедшим с неба, так Он еще и подсыпает перцу. Разгадка проста: не стоит роптать
на мелкие проблемы, ведь всегда впереди какие-то более крупные. Но после "более
крупных" будут еще крупнее, и так до бесконечности, так что для веры все
препятствия маленькие - в перспективе. Это, кстати, означает, что, когда человек
зримо ломается, это проявление более раннего невидимого внутреннего надлома. Так
у пожилых людей не шейка бедра ломается от падения, а падение - результат того,
что сломалась от истончения шейка бедра. Поэтому вера - всегда в настоящем, "довлеет
дневи вера его", искушение всегда - фантазия и мечта о будущем. Это - одна
из разгадок к диалогу в целом.
Обычно недоумения связаны с Евхаристией, а не с Вознесением. С Вознесением
как бы всё понятно: ну: вознёсся, технически неясно, как, но что тут удивительного.
Иисус, однако, заявляет, что Вознесение более соблазнительно, более трудно для
вмещения, чем Евхаристия. Вознесение есть расставание с любимым - уже раз потерянным,
воскресшим… Вознесение есть окончательное предъявление христианину необходимости
веровать, не видя, терпеть отсрочку до Второго Пришествия, быть внешне покинутым.
Соблазн усомниться в том, что есть Дух, поддаться унынию - мы одиноки, брошены,
Спаситель бессилен в нашей жизни и жизни мира. Вот - соблазн Вознесения. Не от
непонимания Евхаристии большинство людей избегает Церкви (хотя бы сходство Евхаристии
с магией облегчает её понимание, люди охотно принимают магию), а от непонимания
того, зачем Богочеловек покинул Своих. После этого они покидают Спасителя, не
от страха людоедства, а от страха одиночества. Но человек прячет это от себя,
заявляя, что - нет, я ушел от коллективизма, от стадности. Нет, уход в себя, индивидуализм
есть бегство не от коллективизма, а от труда быть перед Богом, Который невидим,
Который вознесся. Исцеление от одиночества - в Евхаристии. Дух Утешитель не всегда
утешает эмоционально, но всегда - Евхаристически. Евхаристия становится тогда
полностью понятна как спасение, когда Вознесение переживается как трагедия. В
6, 63 - ответ на загадку: евхаристия есть дух, а не плоть! Она есть не плоть жившего,
но плоть Вознесшегося, вот почему Иисус упоминает Вознесение.
|