Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги

Ио. 7. 22. Моисей дал вам обрезание - хотя оно не от Моисея, но от отцов, - и в субботу вы обрезываете человека.

№94 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

В "Евангелии от Фомы", 58 тоже упоминается обрезание: "Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в их матери обрезанными. Но истинное обрезание в духе обнаружило полную пользу". Два соображения побуждают счесть это подлинными словами Иисуса. Во-первых, в Ио. 7, 22 об обрезании говорится с подчёркиванием того, что оно "не от Моисея, но от отцов". Зачем такое подчёркивать, как не для того, чтобы снизить энтузиазм и противопоставить обрезание - субботе? Во вторых, слова об "истинном обрезании в духе" перекликаются с тем, как Иисус выразился в беседе с самарянкой (Ио. 4,23) о том, что "настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе". Стоит ли трудиться и доказывать, что это - подлинные слова Иисуса? Стоит, потому что в этом высказывании самое интересное - шутка, вложенная меж двух моралей. Слова насчёт того, что если бы обрезание было чем-то жизненно необходимым для человека, он был бы обрезанным с момента зачатия, - безусловно острота. Более того, это острота на грани кощунства, ибо кто, собственно, имеется в виду под "отцом"? Человек или Создатель? Разве человек определяет, каким будет его потомство?

Острота эта имеет продолжение в следующей фразе, когда говорится о том, что Иисус в субботу "исцеляет всего человека" - в отличие от тех, кто в субботу человека обрезывает. Иисус называет обрезание исцелением, хотя традиционно оно имеет значение "печати", скрепляющей договор с Творцом. И от чего, позвольте спросить, исцеляет обрезание? То-то...

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова