Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги

 

Ио. 8, 25 «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам».

№96 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Полезно помнить, что этот рассказ о задающих вопросы иудеях заканчивается фразой: «Когда Он говорил это, многие уверовали в Него» (ст. 30). «Иудеи» превращаются в «учеников», по терминологии Иоанна. Не «евреи» в «неевреев»!

Почему для Иоанна термин «иудеи» стал обозначением тех евреев, которые не принимали Иисуса, - технический вопрос. Язык – гибкое явление, он постоянно ищет слова, чтобы напомнить: любые коллективистские категории фиктивны. Как в современном русском языке появилось, увы, слова «рашисты». Как не вспомнить великого украинца Гоголя, заметившего, что русский мужик уж как пригвоздит прозвищем, так не отдерешься. В слове «рашисты» русский мужик пригвоздил русских воров – начиная с русского президента и ниже. Рашисты – все те, кто строит жизнь на краже чужого. Каждая кража сопровождается потерей части личности укравшего.

Иисус потом спросит учеников, «за кого вы почитаете Меня» (Мф. 16, 15 – в контексте обличения фарисеев – так Матфей называет тех, кто у Иоанна «иудей). Здесь же – спрашивают Его, и спрашивают чужие. Возможен третий вариант, он сохранился в Евангелии Фомы, ст. 43 (48 в переводе Трофимовой):

«Ученики его сказали ему: Кто ты, который говоришь нам это? (Иисус сказал им): Из того, что я вам говорю, вы не узнаете, кто я? Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (и) ненавидят его плод, они любят плод (и) ненавидят дерево».

Роберт Грант и Дэвид Фридман полагали, что Фома соединил вопрос из Ио. 8, 25 и метафору из Мф. 7, 16-20. Это объясняет противопоставление «ученик»/«иудей». Интересно другое – налицо выворотка не только вопроса, но и ответа. У Мф. 7, 16 Иисус говорит, что по плодам познают лжепророков – у Фомы Иисус говорит, что по плодам познают Христа. Своего рода Туринская плащаница в словах.

Самое интересное, однако, что у Фомы следующая фраза – хорошо знакомые и очень плохо понимаемые слова Иисуса из «обычного евангелия» о хуле на Духа Святого, только чуть расширенные: «Иисус сказал: Тот, кто высказал хулу на Отца, - ему простится, и тот, кто высказал хулу на Сына, - ему простится. Но тот, кто высказал хулу на Духа Святого, - ему не простится ни на земле, ни на небе».

Фома считал, вероятно, что тут есть какая-то логическая связь. Эту связь можно попробовать нащупать.

«Любить дерево и ненавидеть плод» - соответствует «хулить Отца». «Любить плод и ненавидеть дерево» - «хулить Сына». Не наоборот! Для Иисуса тот, кто любит Его не как Сына Божия, а как кого-то самоценного, оскорбляет Иисуса. Иисус совершенно не хочет быть любимым вне Бога и помимо Бога. Однако, и ненавидеть Иисуса для Иисуса есть оскорбление – оскорбление Отца, Который не хочет быть любимым помимо Бога.

При этом Иисус утверждает, что и хула на Сына, и хула на Отца простительны – в сравнении с хулой на Духа. Вот здесь слова о дереве и плодах оказываются критичными. Ругать дерево – пожалуйста! Ругать плоды – пожалуйста! Но не утверждайте, что дерево и плоды не связаны, потому что этим вы отрицаете не то или иное дерево, не тот или иной плод, а просто разумность мироздания. Будьте логичны! Будьте рациональны! Будьте верны реальности!

Дух Святой не есть ни дерево, ни плод, Дух Святой есть принцип единства дерева и плода. Можно сравнить Дух с соками дерева, но лучше не сравнивать, а принять Его как то, что связывает воедино внешне разнородное. Яблоко падает с яблони, сын вырастает и «отделяется» от матери и отца, но какая-то связь остается, и эта связь не в прошлом, а в сущности, в настоящем. У неодушевленных предметов эта связь сильна материально, но слабая духовно. Если отколоть от камня кусочек, этот кусочек будет в точности таким же, как камень «родительский». Потомство обезьяны – обезьяны. Сын же человеческий может быть резко не похож на отца. Отец святой, сын сволочь – бывает! А бывает и наоборот!! А бывает и как у Иисуса с Отцом – полное внешнее несходство (хотя бы потому, что у Отца Небесного нет «внешнего) и полное внутреннее тождество, и на этом расцветает оригинальность, своеобразие Иисуса как человека – своеобразие, которого нет и не может быть у Отца.

Все это возможно только благодаря Духу, и опознать Дух возможно только в принятии Сына и Отца как единых. К счастью, Дух не только опознается, но и переживается, Дух дышется человеком во вдохновении и благодати, когда человек творит – не просто «работает», а вносит в мир новое, новое, не дробящее мир, а вносящее в мир единство неотмирное. Дух противоположен материальному началу в человеческой душе. Это начало жаждет единства, но пытается его достичь господством - то есть, сужая творение, уменьшая многообразие, омертвляя движение. Выстраивая людей в подобие военного парада. Дух же - творит, Он выращивает единство как выращивают лес или цветы - наращивая разнообразие и тем самым увеличивая количество связей между элементами. Связи растут в геометрической прогрессии - как между клетками мозга. Фарисейство эти связи пытается контролировать - и они увядают, вера эти связи поощряет - и они помогают верующему жить, то есть, становиться частью творческого, диалогического, бесконечно расширяющегося единства уникальных лиц.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова