Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио 8, 31.

Ио 8 31 - сказал "уверовавшим в него". И, тем не менее, Он говорит им, что они хотят Его убить. Уверовавшие — хотят убить? Да! Это специфика Евангелия от Иоанна; оно обращено к верующим и говорит им вещи страшные, более страшные, чем в других Евангелиях. Это словно некоторый сеанс психотерапии: Иисус выволакивает на свет скрытое в подсознании верующего. А скрыт там страх: я так много должен сделать, я должен верить в столь невидимое — а ну как я провалюсь, или уже провалился?! В душе верующего в Христа неизбежно скапливается досада на Бога, чрезмерно требовательного, слишком невидимого, слишком страдавшего. Иисус не возражает — Он только советует сознавать эту досаду и объясняет её причину: "Слово Мое не вмещается в вас" (8.34).

Беда не в том, что мы хотим убить Христа (хотя хотим, и риторическая фигура насчет того, что мы грехами распинаем Иисуса — не пустая фигура, мы действительно грешим не только из слабости или ради удовольствия, но потому что слово Господне не вмещается в нас, и мы машем рукой: "Э, ну и ладно! Щас я ему покажу!..."). Беда в том, что мы еще и окружающих убиваем. Речь к уверовавшим одновременно обращена к ищущим убить. Эти два свойства соединились в одном человеке: Иуде. Беда именно в том, что Иуда — типичен. Он не исключение. Исключение — Петр и прочие святые. Как возможно соединение веры и неверия, причём агрессивного, богоубийственного неверия? Оно возможно, поскольку вера все время должна расти, чтобы не умаляться, расти от веры в Иисуса как хорошего человека до веры в Троицу, обоживающую верующего. В вере надо "пребывать" (31) — то есть, бытие человека должно вместиться в веру, войти в нее.

1990-е

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова