Оглавление книги
Ио.14, 3.
И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы
и вы были, где Я.
№146 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
"Приготовлю
вам место и вернусь", - говорит Господь ученикам. Обычно обсуждают, что значит
"вернусь". Но ведь "приготовлю" значительно интереснее. Это
что же такое Царство Божие, что там надо расчищать плацдарм? Враждебное государство?
Отец такой злой, что нужно Его потеснить? Вообще-то весь человеческий опыт подсказывает
обратное. Человек вламывается в Царство Божие по-хамски: я, мол, покаялся, крестился
еси, просветился еси, где тут лоно Авраамово, па-астаранись! Сколько людей идут
в храм в убеждении, что они "настоящие христиане", что они все знают
превосходно, что они не тварь дрожащая, а "право имеют". К счастью,
таких людей не большинство. К несчастью, человеку невозможно вытряхнуть из другого
это наглое самомнение, эту, в сущности, провокацию, когда полное ничтожество смеет
диктовать самому Богу, как его, ничтожество, подобает принимать. Яйца курицу учат
- это про ханжей. И что же, Иисус у них на побегушках? Да лучше вечные муки, чем
вечно жить бок о бок с самоуверенным благочестием. Или я надеюсь, что Иисус пошёл
вперед, чтобы вытряхнуть из Царства Небесного тех, кто мне не нравится? Какие
же мы все сволочи! Нет, Иисус пошел к Отцу предупредить архангелов и ангелов,
что в Царство Божие идёт сброд, идут мерзавцы, готовые повыдергать у херувимов
перья и воткнуть себе в ж.., а из серафимов устроят себе подставки под ноги, чтобы
удобнее было воспевать славу Создателю. "Приготовить место" - значит
поджать небеса по человеческому размеру, чтобы потом потихонечку лечить и лечить
нас, убогих. "Приготовить место" значит затопить чистилище. "Приготовить
место" в вечности означает отказаться от попыток подготовить вполне людей
для вечности. Очень, очень благая весть - значит, не все безнадёжно для тех, кто
замкнулся здесь.
КТО БУДЕТ СУРРОГАТОМ ХРИСТА?
См. Евангелие от Фомы
В Евангелии от Фомы (13) ученики говорят Иисусу: "Мы знаем, что ты уйдешь от нас". В этой точке - совпадение. Вот дальше - расхождение, потому что ученики спрашивают: "Кто тот, который
будет большим над нами?" Кто будет викарием, папой и т.п.?
Вопрос комический. Ну кто может заменить Христа! Но ведь такой естественный этот вопрос - для мужиков, которые только и думают, как бы не выглядеть слабее другого. Канонические Евангелия не скрывают, что учеников это заботило - отсюда инцидент с Иаковом и Иоанном, которые просят посадить их справа и слева от Иисуса в Небесном Царстве. Рассказы о Петре - не один рассказ, а несколько - о том, как Иисус назначает именно Петра "фундаментом" и "пастырем". Правда, эти рассказы противоречат Деяниям (и одной из древнейших историй Церкви, от которой осталось несколько выписок у Евсевия), где именно апостол Иаков оказывается главой верующих в Иерусалиме. Да ещё Евангелие Фомы, где Иисус посылает учеников "к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля".
Есть и ещё два варианта. В одном случае, Иисус отвечает призывать быть как дети, чтобы тот, кто хочет быть старше, всем служил. В другом Иисус говорит о том, что пошлёт в качестве заместителя Духа. Очевидно, что все варианты совместимы друг с другом, не считая вариантов с Петром и Иаковым. Тут можно предположить две традиции - одна за Петра, другая за Иакова. Вариант с Иаковым кажется более древним, и историки, пытаясь реконструировать "изначальное" христианство, предполагали, что именно Иаков был центральной фигурой, Петра же на это место определили позднее в той части Церкви, которая была в Риме и возводила себя именно к Петру, чтобы не зависеть от Иерусалима. Проблема в том, что размашистую похвалу Иакову - ради него-де сотворён мир - можно объяснить и тем, что это очень древний текст, отражающий почитание Иакова первыми христианами, а можно объяснить прямо противоположно: текст поздний, II столетия, когда уже реальности первого века забылись и из Иакова стали делать мифологическую фигуру для защиты от поклонников Петра.
Вопрос апостолов о преемнике Иисуса извинителен постольку, поскольку был задан до того, как преемник - Дух - пришёл к апостолам. Точнее, "на апостолов". Вот уж настоящий "верх" - который над тобой, который опускается на тебя, проникает в тебя и всё же не подавляет и не давит тебя. Насколько же точнее канонический текст Ио. - радость в том, что мы можем быть там же, где Иисус. Ну какие тут споры о главенстве!
Что до "ради него сотворено всё", то по еврейским меркам это вполне умеренное преувеличение. Можно и покруче выразиться. В конце концов, когда атеист говорит, что человек создал Бога, это тоже можно понять не как отрицание Бога, а как библейского размаха похвалу человеку. Преувеличения хороши тем, что их можно развернуть в любую сторону. Например, в "Санхедрин", одном из древнейших трактатов Талмуда, сказано, что каждый человек должен быть достаточно зрел и мудр, чтобы уметь сказать: "Мир сотворён ради меня". Сказано не ради философии, а ради юриспруденции, в главе о смертной казни, в объяснение того, почему убийство и одного человека есть тягчайшее преступление, почему все люди равны и никто не может сказать: "Мой предок был сотворён раньше твоего предка". К сожалению, Мишна не делает из этого самого "простого" вывода: нельзя убивать даже убийцу. Но до такой простоты и в современном мире мало кто поднялся... Всякий думает, что противоестественно убивать и естественно казнить... Вот Иисуса и казнили...
|