Оглавление книги
См. рождение.
Ио, 16, 21 Женщина,
когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца,
уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
№146 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Мой перевод и комментарии к нему.
Возможно, здесь продолжается начатая в Ио. 2,1 тема Марии - она ведь из всех
рожениц лучше всех была знакома Иисусу (Статья Юдит Lieu из Австралии в журнале
Journal of Biblical Literature, 117-1 (весна 1998) о матери Иисуса в Ио.). В синодальном
переводе сказано "когда родит младенца", и это естественно, но в оригинале
сказано "когда родит человека" - это неожиданно. Человек пришел в мир
- и тут не намек ли на описание Иисуса в Ио. как Пришедшего в мир (1, 9; 6, 14;
11, 27). Сам Иисус в Ио называет Себя Пришедшим в мир (9, 39). У креста Мария
рождает - без мук - Иоанна как своего сына. Человек - христианин - входит в мир.
Ученики, терпя скорбь, рождают верующих. Ио 16, 22 отсылает не столько к Ис 26,
17, тексту скорбному, сколько к Ис 66, 14, тексту радостному, где рождающая женщина
- это Сион, символ надежды для изгнанного народа. "Скорбь в родах" напоминает
о Еве (в Быт 4, 1, родив Каина, Ева говорит, что обрела человека)
Пора рожать мужикам
Павел в 1 Тим. 2: 15 сказал печально знаменитое про то, что женщина спасется чадородием - из чего был сделан вывод, что
только чадородием она и спасается. Между тем, один библеист (Томас, NTA 41 (3), 1997) считал, что апостол Павел
следовал еще ветхозаветной традиции, считавшей, что роженица находится на грани смерти и потому особенно чутка
к Иному, особенно сознает свои грехи. Может быть, поэтому трудно каяться: ведь это означает оказаться лицом
к лицу с небытием. Умереть, чтобы родить - самого себя. Но чтобы это было не фигурально, мало водичкой попрыскать,
надо крепко испугаться того, какая же дыра образовалась в мире из-за твоих приключений, из-за того, что ты сам
стал прорехой на человечестве, сквозь которую исчезают свет, добро, доброта.
Полезно и испугаться того, что ты - такой, какой ты сейчас есть
- исчезнешь. Может быть, будет легче, если знать, что это произойдет
не сразу - уже апостол Павел уловил эволюционность замены "ветхого
человека" - новым. Но ведь умирать-то легче быстро, а тут -
постепенно. И умереть хочется во сне, а тут весь смысл в том, что
ты должен все больше просыпаться, трезветь.
|