Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ

Оглавление книги


Ио. 18, 13 Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

№150 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Ио. отсылает к 11, 50; там это пророчество Каиафы звучит как реакция на воскрешение Лазаря. В 18, 24 будет описан привод Иисуса уже непосредственно к Каиафе, такой вот литературный приём - Иоанн "прошивает" повествование отсылками к тому, что ему кажется главным. Тут главное - телесное. Иисус словно превращается в животное, которое водят от одного мясника к другому. Скотина, да, но - жертвенная скотина. "Жертвенный человек" - не звучит, хотя до истории Исаака очень даже звучало. После Голгофы тоже могло бы зазвучать, но нет - видимо, всё-таки стыдно. Поэтому даже первые христиане предпочитали сравнивать Иисуса с барашком. "Умереть за народ", "умереть за человечество" - это, конечно, величественно, но человек в принципе не должен умирать, ни за себя, ни за свои грехи, ни за всё человечество, ни за папу с мамой.

Не должен человек умирать! Тем более, не должен человек помогать умереть другому.

Знал Иисус, что именно Каиафа додумался до идеи жертвы или это стало известно "задним числом"? А почему нет? Страна маленькая, а была ещё меньше, какая уж тут секретность... Тем не менее, самое страшное и мутное тут - что было в душе Каиафы, когда он увидел не "одного человека", а конкретно Иисуса? "Государство" есть хитроумный способ ввести такое избыточное звено в человеческие отношения, чтобы убийца не видел, кого убивает, чтобы вор не видел глаз того, у кого крадёт. Один звонит судье, другой исполняет приговор судьи...

Бедное архаичное государство, однако, не было в этом отношении совершенно. Периодически - как и в данном случае - всё гнусное зверство насилия обнажалась. Короткое замыкание. Ты считаешь, что лучше пожертвовать одним человеком?

На тебе нож, вот тебе этот человек - давай, всаживай нож в грудную клетку.

Ах, ты боишься попасть в ребро? Тебе хотелось бы с одного раза, а этому надо учиться? А разуму и любви учиться, значит, не надо?

Как в наши дни - тоже (в России, во всяком случае) полно "прагматиков", которые рассуждают про необходимость "волны народного гнева", "конструктивного насилия". Вот придёт толпа, сметёт диктатуру, и на освободившееся место... Стоп-стоп, давайте помедленнее. Вот не "толпа-диктатура", а вот к тебе, прагматику, подведут диктатора, дадут тебе металлический прут и скажут: "Бей!" Это тебе не рассуждать о неизбежности внеполитических мер. Ты не рассуждай, ты - бей! Ну?

Не бьёшь? Слава Богу, что-то человеческое осталось... А то много и таких, которые на подобные вопросы отвечают, иногда и по телевизору: "Ну и убью! Пустите меня в палачи!! Я хочу казнить этого человека!!!"

"Лучше одному человеку умереть ради спасения народа"... Означает это вот что: "Лучше народу убить одного человека". Народ убил, не я убил!

Нет, как сказал бы один персонаж Достоевского, "Вы и убили-с, Каиафа Израилевич! И всякие раздирания на себе одежды и вопли про кощунство не могут затушевать этого обстоятельства-с!"

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова