Оглавление книги
Ио. 20, 7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий,
но особо свитый на другом месте.
№168 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
См. Туринская плащаница.
Конечно, евангелист вовсе не имел в виду поиздеваться над туриноплащаницепоклонниками. Хотя фразочка, конечно, ставит на Туринской плащанице большой жирный крест. Вспоминается и фильм одного римо-католического антисемита о Христе, - сборник дешевых голливудских штампов, вроде капли крови Иисуса, падающей на землю в замедленной съемке точь в точь как в более раннем фильме того же антисемита на рулетку падала золотая монета. В фильме воскресение было обозначено через изображение савана, который вдруг опадал, словно из него исчез покойник, превращаясь в ту самую туриноплащаницу. Евангелист же, кажется, пытается создать совсем другой образ: Иисус ожил и сперва освободился из савана (множественное число не должно обманывать - "ножницы" тоже один предмет, хотя состоят из двух половинок), а потом снял и отбросил в сторону платок, который был у него на голове. Освободиться из савана было трудно - евангелист заранее сообщил об этом, описывая воскрешение Лазаря (Ио. 11, 44): тот выходит, но куски ткани все еще связывают его, видимо, он переступает ступнями, и лицо обвязано платком, он идет как слепой. Так что воскресение - победа не только над смертью, но и над человеческой заботой о том, чтобы покойник не мог вернуться. Ведь именно для этого нужны и саван, и гроб, и гробница. Не от воров же закрывают склепы, воровать-то нечего, во всяком случае, изначально. Покойников боятся, и вещи с покойниками кладут - как цыгане до сих пор - потому что считают вещи покойника инфицированными смертью. Это как захоронение ядерных отходов. Не надо бояться смерти - надо бояться воскреснуть и не захотеть освободиться из пеленок небытия. А такое вполне возможно, судя по тому, как часто мы спасаемся от жизненных проблем именно в этих пеленках... А смерть - матушка, которая заботливо следит, чтобы ребеночек оставался в пеленках вечно.