Лк. 1, 7.
У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
№4 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Бесплодие считалось проклятием (и было бедой в бедном обществе,
где надеяться можно было лишь на помощь ближайшего родственника).
Пророки постоянно обзывали Израиль бесплодным (Иер. 30, 17-20).
Благодать сходит - бесплодие проходит.
Конечно, в культуре, где бесплодие есть добровольный выбор,
где творчество и открытость соседям (которые допускаются в качестве
эмигрантов) компенсируют и бездетность, и малодетность, но все
это смотрят иначе.
При этом христианство, столь сосредоточенное на теме рождения,
приходит к безбрачию — рождение спиритуализируется. Важно не родить
ребенка, а родить добродетель, Христа в своей душе и пр. К тому
же христианское рождество -- не от семени, а от Духа. Может быть,
это и способствует появлению общества, спокойно относящегося к
малодетности. Пусть детей даже и нет (у Папы, хоть он и "папа",
детей нет) - есть Дух, есть "духовные дети".
|