Лк. 1, 35
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
№5 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. См. Благовещение.
Филологи любят удивлять тем, что слова "начало" и "конец"
происходят от одного корня "чн/кн" (который в глубочайшей
древности обозначал всего-навсего росток или пенек; ведь иногда
не поймешь, то ли это оборвали растение, то ли оно только проклюнулось,
да и вообще - корень растения это его начало или его конец? Простая
морковка - корень тут и начало, и окончание растения, и со всемирной
историей почти так же). Другим примером может быть слово "сень",
которое однокоренное со словом "тень" - было чередование
согласных. То есть, и "осиять", и "осенить",
и "затенить" - одно и то же. Что разумно: ведь сияние
- это обычно (в доэлектронном мире) сияние отраженным светом,
и чем глубже в темноту проникает отраженный свет, тем ярче кажется
сияние. Поэтому слова ангела Марии: "Сила Всевышнего осенит
Тебя" (Лк. 1, 35) означают одновременно: "Покроют тебя
тенью". Так это в большинстве европейских языков и звучит.
Так и в псалмах, когда поэт говорит о "долине смертной тени"
- да, смерть это мрак, то это и сероватое сияние. Если бы в преисподней
был абсолютный мрак, нечистая сила оттуда бы первая сбежала (хотя
куда? впрочем, Риманово пространство... или на параллели Лобачевского?).
Когда человек встречает Бога, мир преображается - или преображается
восприятие мира, неважно, это любовь: мир, оказывается, светится,
но не изнутри, а снаружи, Бог отбрасывает на него отблеск (если
же ошибиться, то начинается пантеизм, вера в то, что мир светится
изнутри). Главное же - человек сам оказыватся в тени Бога. Многое
закрывается и более не видно, кошмары отступают, зло более не
ослепляет своим зловещим блеском клинка и глаза с искрой. Да,
вера - укрытие, но насколько же в тени Бога светлее, чем на балу
у сатаны.
23.4.2002
|