Лк. 1, 43 И
откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
№6 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Cр. о Марии как "Матери Иисуса" у Мф.
12, 49.
В 1, 46 ср. Песнь Богородицы.
"Мать Бога" - это не "Мать Иисуса", это намного привычнее
для людей древности. Точнее, для язычников древности. Богиня-мать, - "классика
жанра". Бог иудеев веками боролся с этой классикой, победил её - в душах
иудеев - и вот теперь эта самая победа окажется помехой для многих иудеев (хочется
сказать "большинство", но любые подсчёты здесь заведомо заключены в
порочный круг эгоизма и считающих, и подсчитываемых). В устах Елизаветы так просто:
ко мне пришла Матерь Бога моего, только я не понимаю, почему я это понимаю. Но
ведь это простота шока: не может у моего Бога быть мать, так почему же у меня
это вертится в голове? Это не восторг от сбывшихся надежд, это оторопь - что-то
не то сбывается, на что надеялись, и вообще мир переворачивается. Небеса противоречат
самим себе. Конечно, "матерь Бога" - не вполне то, что "богиня-мать".
Но ведь тысячелетиями уже христиане вновь и вновь сползают именно в поклонение
"богине-матери", в язычество, было бы глупо отрицать это. Конечно, такое
почитание Марии не имеет отношения ни к Её Сыну, ни к Ней самой, это просто напяливание
христианских слов на древние языческие фигуры. Почему же Создатель пошел на риск
нового идолопоклонства, на риск профанации? Потому что иначе невозможно к нам
прийти, как через рождение с нами, настоящее рождение, не фигуральное. Потому
что оглушительность спасения именно в том, что можно быть матерью Бога, не будучи
богиней. Полнота Откровения и в том, что полнота человека - в том, чтобы стать
не просто "народом Божиим", это как раз иудеи хорошо усвоили, но чтобы
стать родственником Божиим, а полнота Бога в том, чтобы породниться с человеком,
не переставая быть Богом. Можно быть сыном Божиим, не будучи Иисусом. Можно быть
братом Божиим, оставаясь двуногим без перьев. Можно - и нужно - быть богом, не
будучи Богом. Можно и нужно вернуться в Царство Божие не рабом, не царём, а -
любимым и любящим.
|