Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 2, 1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

№10 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

О проблеме историчности переписи см. Мень.

 

Евангелие никуда не годится как источник по истории переписей или как словарь античной администрации. Кстати, и насчёт "всего мира" тоже неправильно. Где планета Земля и где римская империя... Как там про лягушку, которая сидит на бегемоте и жалуется, что там к ней прилипло... Так что те, кто интересуются больше лягушками, чем бегемотами, могут спокойно исправлять это место Евангелия - мол, "в те дни" следует читать "приблизительно в те дни", "по всей земле" следует читать "по империи" и т.п. В конце концов, допустимо даже предположить, что про перепись вообще ошибочное упоминание. Евангелист же разглядывает не лягушку и даже не бегемота, а Творца. Твёрдо Лука знал одно: Мария родила там, где не должна была рожать. Уж почему она там оказалась, - может, была другая причина. В конце концов, ни одна женщина не рожает там, где должна. Должна рожать в раю, рожать как дышать должно быть, а мы рожаем - словно эксгумацию производим. В общем, ключевое слово в этой фразе - кесарь. Царство Кесаря - царство Кесаря во всём, начиная с родов. Бедняга Цезарь - символом чего стало его имя. Как если бы в России имя Ленин стало нарицательным - "во дни ленина Сталина", "во дни ленина Ельцина", "во дни ленина Путина"... Из Марии исходит Иисус, из ленина Августа исходит повеление... Можно много историософствовать про то, что вот, не случайно Иисус родился именно во дни Августа... Можно подумать, что, если бы кесарь Цезарь Август не распорядился о переписи, так и Мария бы не стала рожать... Всё-таки есть что-то в любых родах первозданное, расставляющее на место всяческие иерархии... И не поддающееся учёту - сколько людей ни переписывай, а главного не опишешь и налога с главного не возьмёшь...

Атеисты любят подчёркивать, что вера - от обстоятельств. Юноша от проблем юности ударился в религию, зрелый мужчина от проблем зрелых, старый от старых проблем. Ну да, кесарь издал указ и родился Спаситель... Как говорили эти самые кесари, post hoc non ergo propter hoc - что происходит после хоккейного матча, не ясть результат матча. Матч имеет свой результат внутри себя. Вера рождается среди тысяч влияний, проблем, решений, волнений, но не они - её причина. В лучшем случае, они направляют будущего верующего к вере, в худшем - мешают. Рожает же веру Бог - и это куда чудеснее, чем человек, рождающий Бога, ведь человек - Мария - не преодолевает сопротивления Бога, а Бог преодолевает сопротивление человека.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова