Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 2, 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

№10 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Марии с Иосифом негде было остановиться: все дома были полны, заняты народом. А потом обитатели этих домов ныли, что в душе пусто.

*

Обычно изображают вокруг Марии с Иисусом животных, но вернее, кажется, поступали те художники Ренессанса, которые набивали в "ясли" ещё и кучу разнообразной публики - не говоря об ангелах и пастухах. Кстати, Лк. 2,18 говорит о том, что, когда пастухи рассказывали в "яслях" о явлении им ангелов, удивлялись "все". Причём Мария в число "всех" не включается - Лука отдельно упоминает, что она слушала и запоминала. А кто - "все"? Иосиф? "Ясли" противопоставляются "гостинице", но в греческом тексте употреблено слово "каталома" ("жилой покой"), а не "пандоксеон" ("гостиница"). Компромиссным является предположение, что речь идёт вообще о караван-сарае, где соседствовали жилые комнаты и помещения для скота - вот жилых комнат и не осталось пустых, а в помещениях для скота место нашлось. Строго говоря, это мог быть даже не хлев, не стойло, где скот находился постоянно, а место для кормёжки скотины. Что заставляет вспомнить многочисленные фантастические рассказы, строящиеся на предположении, что истинные хозяева Земли - собаки или кошки, а люди всего лишь их обслуживают, сами того не подозревая. Человек склонен к унынию, и современные экологические истерики - неплохой пример: якобы человек умеет лишь разрушать, истреблять и пр. Как будто динозавров люди истребили! Нет, творческий потенциал человека слишком могуч, чтобы исчезнуть. Всё лучшее, что делает человек, оказывается многофункциональным, многоцелевым, более широким, чем задумывал сам человек. Это верно и в плохом (военное использование технических открытий), и в хорошем: хорошее, оказывается, можно использовать для лучшего, стойло - для человека, а человека - для Бога. Использовать без ущерба, без всякого привкуса манипуляции, использовать к обоюдной радости, как животных, оказывается, можно использовать не только как тягловую силу и корм, но и чтобы их любить, как Мария с Иосифом использовали стойло в качестве роддома, как Бог "использовал" Марию с Иосифом, чтобы стать центром их жизни и благодаря этому направиться в Свой центр - к человечеству.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова