Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 4, 33. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

См. Мк. 1, 23: В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

№38 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

О нечистом духе см. комм. к Мф. 12, 43.


У Мк. 1, 23, в отличие от от Лк. 4, 33, рассказ об исцелении бесноватого в синагоге начинатся со словечка "тотчас". Т.е., смысл, видимо, такой: "Как только Иисус вошел в синагогу, так бесноватый закричал...". А понадобилось словечко (которое считается особенностью стиля Марка в целом), чтобы объяснить, каким образом в синагоге оказался бесноватый, потому что нечистому участвовать в богослужении было нельзя. Но было можно околачиваться в синагоге, когда не было богослужения. Крайности сходятся: слишком рано приходит и чрезмерно грешный, и вовсе безгрешный. Это логично, и опоздать к богослужению может мирянин, но не священник. Что уж говорить о Боге - Он всегда раньше нас, даже в той части мироздания, которая отведена нам - во времени. Чтобы успеть подхватить каждого - даже (и особенно) тех, кого потом собратья по роду человеческому будут стараться вытеснить. Профессионал всегда сдвинут во времени по сравнению с нормой: булочник печет хлеб, когда еще рано продавать хлеб или есть; священник начинает молиться, когда прихожане еще до храма не дошли.

8.8.2003


В рассказе об исцелении бесноватого в синагоге важно не только, что написано, но и что не написано. Написано, что человек повалился в судорогах - но не до изгнания беса, а после. Его поведение не было ненормальным - он спокойно вошел в синагогу, он закричал, но мало ли кого возмущали проповеди Иисуса. Беснование и эпилепсия, истерия - разные вещи, и не надо думать, что их в древности путали, если их путали, к примеру, ханжи XIX столетия. Христиане первых трех веков пропускали через обряд изгнания беса всех подряд - и поныне таинство крещения начинается с молитв изгнания сатаны. Потому что бесовщина она разная бывает, и самая страшная - не самая громкая.

2.4.2002

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова