Лк. 4, 36. Иисус запретил
ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди [синагоги],
вышел из него, нимало не повредив ему.
Мк. 1, 25: Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. (ст.
26:) Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из
него.
№38 по согласованию
Рассказ об исцелении бесноватого Мк. читается в среду 12 недели после 50-цы
и сопровождается как комментарием 2 Кор. 6, 11-16, где Павел говорит знаменитое
"кое общение Богу с велиаром", сравнивает христиан с храмами, в которых
поселился Бог. В синодальном переводе, однако, остается совершенно незамеченным
другое: Павел просит распахнуть ему свое сердце по-детски, как он распахивает
сердце тем, кому проповедовал. Если человек - дом, то где двери
этого дома? Скорее уж, рот - и не случайно говорят "губы сердечком".
Научно безумно, но психологически очень понятно - строить питание в зависимости
от группы крови. Человек жив не умом, не чувствами, а хлебом единым - пока ест,
живет. "Сердце сокрушенное" - как разломанный хлеб, и кровь - как вино.
Поэтому богочеловечество осуществляется в Евхаристии,
когда люди дают то, что составляет их суть - хлеб и вино, поддерживающие жизнь
в человеческом существе, составляющие человеческое существо. Люди открывают Богу
свое сердце, Бог открывает Свое - и сердце Иисуса, раскроенное копьем, и Дух Божий.
Тогда из человеческого сердца улетучивается зло. Бес, может, и рад бы убежать
из человека - к следующему, да человек сам удерживает в себе зло. Грех всегда
есть кусочек самоубийства, со стыда за это он так пытается свалить все на другого,
хоть бы и на князя тьмы. Иисус вытаскивает зло из человеческого сердца - но не
селит туда Духа Божия, никогда об этом не говорит Евангелие. Счастье не в том,
что Иисус всех вылечивает, а в том, что излеченных Он не обращает в святых, оставляет
им выбор.
1.9.2003
Лк. 4, 35. Иисус обращается с бесом как с бурей, говорит одинаково "замолчи"
(Мк. 1, 25 и Мк. 4, 39). Переводчики спорят, как лучше: "строго сказал"
Иисус или "запретил", "приказал" - в оригинале "эпетимисен"
(неужели отсюда и "епитимья"?). В этом рассказе все время путаются глаголы
- что относится к бесноватому, а что к бесу. Путается и само ощущение зла: то
кажется, что оно внутри, бьет в человека словно цыпленок в скорлупу (и тогда это
именно "изгнание беса"), а то - что бес снаружи, но схватил человека.
Тогда заклинают беса "отпустить", а не "выйти" - собственно,
слово "одержимый" подразумевает именно ощущение, что кто-то снаружи
"держит". Наверное, и в состоянии беснования возможен свой оптимизм
и свой пессимизм - конечно, если человек переживает зло как нечто внутреннее,
это тяжелее, чем видеть зло как нечто внешнее. Материалист веселее аскета, ведь
он верит, что достаточно устранить внешнее зло, и жизнь наладится. Только и самый
неприятный вариант: правы и люди, по-марксистки одержимые идеей внешности зла,
и люди, одержимые идеей внутренности зла. Человек зажат между внешним и внутренним
хаосом как тонюсенький кусок сыра, и плавится, и шипит, и обугливается. К счастью,
исцеление возможно, более того, бесноватых всегда меньшинство, и главные проблемы
- после того, как устранена "среда". В этом неправда того аскетизма,
который убеждает человека, что внутреннего зла хватит, чтобы до гроба себя изводить
покаянием. Борьба со злом может быть худшим злом не только у материалистов, но
и у идеалистов, у верующих - это та судорога, с которой человек освобождается
от греха, но судорогу это растягивают на всю жизнь. И вот уже беса нет, греха
нет, болезни нет, бури нет, а человек все ломается и ломается перед Христом, вместо
того, чтобы встать, отряхнуться и идти, куда Бог пошлет.
26.8.2003
В. Кузнецова: Иисус говорит бесу "Замолчи" -- буквально "фимотети",
дословно "пусть на тебя будет надет намордник" (С.
44). Тот и замолкает -- видимо, нечто вроде намордника на нем оказывается.
Почему и отдают пошловатостью изречения вроде "о благое молчание, о молчаливое
благо!" Может, благое молчание -- всего лишь результат того, что я согласился
на намордник? И от Христа ли этот намордник? И черт в наморднике - все черт.А
вот "промолчи -- попадешь в палачи" может быть неправильно, но не может
быть пошло, чем и пользуются многие пошляки, сосредотачивающиеся на перманентном
выхождении из состава палачей. Пойди пойми, молчу я, потому что исихаст и весь
предаюсь молитве, или потому что я коплю в себе злобу. Одно другому так же не
мешает, как хождение в храм -- унынию.
23.2.2001 |