Лк. 4, 44. И проповедывал в синагогах галилейских.
№41 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Cр. о том же Мф. 4, 25.
"Проповедывал" - не очень удачный перевод, надо бы "возвещал". Впрочем, что значит "удачный", "неудачный". Почему сегодня проповедники подчёркивают, что Иисус не проповедник, а "глашатай", "вестник"? Потому что проповедь в нашем понимании - это нечто стабилизирующее, а "весть" - дестабилизирующее.
Суть выступлений Иисуса евангелисты излагают кратко и многократно: покайтесь! Станьте другими!!
Наверное, на поверхности души мы все непрочь стать другими. После утренней молитвы делать не менее утреннюю зарядку, завтракать овощами, обедать фруктами, иметь чёткие жизненные цели и приоритеты, ложиться рано, вставать поздно, никого не обижать, взяток не брать. Хвост трубой. Труба - в крематории. Потому что такие идеальные люди только на растопку годятся, жить с ними совершенно невозможно. Вон, президент России...
Мы же просим Бога о том, чтобы Он помог нашему хрупкому равновесию. Чтобы кашлять не слишком громко, чтобы толстеть не слишком быстро... Взяток не брать? Мне бы ваши заботы! Как бы не давать взяток - вот проблема, причём Библия не запрещает давать взятки (она только запрещает их брать) и даже сочувствует взяткодателям.
В общем, ещё немножко потянуть лямку. Только делать это бодро, по-товарищески, не гнать волну, а утишать сердца.
Богу абсолютно наплевать, будем мы делать зарядку или нет. Ему вообще-то наплевать и на то, будем мы утром молиться или нет. Спасение не в том, чтобы утешить, не в том, чтобы приободрить. Спасение в том, что нету никакого особого рая, до которого надо дотянуть, а есть Бог, входящий в этот земной мир, в Своё творение.
Проповедь Иисуса не о том, что люди должны измениться, а о том, что мир меняется. Изменяются отношения творения с Творцом. Люди становятся другими, хотят они этого или не хотят, как становятся люди другими, когда наступает зима или весна, когда начинается война или, наоборот, заканчивается война. Отсидеться невозможно. Можно закрыть глаза и пытаться жить наощупь, по инерции, и тогда мы станем хуже. Не станем жить хуже, а станем хуже - больная разница! Именно так поступают религиозные фанатики и фундаменталисты. А вот гуманисты-атеисты, как ни парадоксально, реагируют на пришествие Царства Божия. Они не понимают, что это Царство Божие, но понимать не так важно, как реагировать. Кто ближе Богу, постоянно спрашивает Иисус - слышащий и не двигающийся или двигающийся, пусть даже не слышащий? Вот сидит человек и слышит, что гром громыхает - но не двигается. Он, видите ли, созерцание практикует. А вот сидит глухой и не слышит грома, но видит, как затрепетала трава, как вздулись кроны деревьев - и он готовится к грозе. Заносит мебель в дом, укрывает рассаду... Неверующие и есть такие вот не слышащие, но видящие. Да, они лишены радости веры. Но они это компенсируют напряжением всего своего существа.
Иисус пока лишь говорит. Слышат Его плохо, скажем прямо. Так Он и не сосредоточен на говорении - Он сосредоточен на показывании. Бог стал Словом, а Слово стало путём - не с большой буквы путём, типа дао, а буквально - дорога на смерть. Чтобы и слышащие, и глухие видели, что в мире происходит нечто новое, и кого-то это новое расплющит, а тот, кто учтёт это новое, раскроется.
|