Яков Кротов
Лк. 11, 12 "Или, если
попросит яйца, подаст ему скорпиона?"
По согласованию №100. Фразы предыдущая - следующая.
Этой фразы нет у Мф. в аналогичном тексте, только про хлеб и рыбу. Традиционный вопрос "Матфей урезал или Лука приписал" остаётся традиционно без ответа. С литературной точки зрения оба варианта имеют свои достоинства - у Матфея короче, у Луки ритмичнее и острее.
Классическое аллегорическое толкование даёт Феофилакт Болгарский (XI век - и Феофилакт не болгарин, а византийский архиерей в покорённой византийцами Болгарии). Он хочет ответить на главный вопрос - почему, вопреки слову Иисуса, Бог удовлетворяет не всякую молитву, и объясняет, что Бог удовлетворяет лишь молитву о полезном для человека. Но тут он загоняет себя в ловушку, потому что "польза" - неужели материальное понятие? Как раз молитвы о материальном редко удовлетворяются, нужно быть полным идиотом, чтобы молиться об автомобиле и чтобы Бог пожалел тебя, как жалеют идиотов, и подсунул тебе автомобиль безо всяких усилий с твоей стороны. Такое бывает чаще, чем кажется! Бог удовлетворяет только молитвы о высшей пользе - и вот Феофилакт рисует красивую иерархию: "хлеб" - насытить интеллект пониманием догматов веры, "рыба" - не пойти ко дну моря житейского, "яйца" - порождать добродетели, взлетая от земли в Небесное царство, как птицы несут яйца.
Между тем, Иисус тут, как и во многих других притчах, не просто "иллюстрирует мысль", а незаметно для слушателя сдвигает акценты, перефокусирует его внимание. Как в притче о блудном сыну - сдвинуть акцент с гадкого младшего на старшего, который ещё более гаже в своей гордыне. В притче о милосердном нееврее - с вопроса "как мне помочь ближнему" на вопрос "как мне увидеть ближнего в дальнем". Здесь - с вопроса "почему Бог не даёт мне того, что я хочу" на вопрос "почему я не даю людям того, что хотят они". Используя аллегории Феофилакта, человек нищий - я ему предлагаю ввести в школе "Основы православной культуры". И чем более нищая страна, тем более религиозных пышнотелостей и садомазо и тем меньше веры.
У человека голова идёт кругом от неспособности справиться с житейскими проблемами, от психологической незрелости - я предлагаю ему воспарить на небеса, переключиться с житейской незрелости на незрелость религиозную, с искушений плоти на искушения ханжества. Попытки возместить Христом недостаток самодисциплины приводят к исчезновению и Христа, и начатков самодисциплины. А уж какать на головы окружающих отходами своей религиозной жизни - вовсе не то, что откладывать яйца добрых дел. Не нравится слово "какать"? Пожалуйста, возвращаемся к евангельскому "скорпион" - это ведь куда хуже, потому что - подобно камню, который похож на хлеб, змее, похожей на угря, скорпион не просто похож на яйцо, но смертельно опасен.
Мы не просто обманываем людей во имя добра - мы губим людей во имя добра. Но мы не хотим им смерти - мы даём им скорпиона с чистой совестью. Савонаролу сожгли с чистой совестью, не выучившего урок из катехизиса пороли с чистой совестью... Самые страшные убийства совершались с чистой совестью. С нечистой совестью разве что жену можно убить, а уже тёщу - с чистой! Сатана помогает отчистить совесть, чтобы сбросить на врага атомную бомбу (а бомбы похожи на яйца, кстати). Но сатана - помогает, а чистим всё же сами.
А под всем этим кошмаром - сильнейший позитив. Это Иисус умеет. Камень-гадюка-скорпион - а под ними хлебушек-рыбонька-яичко. Не аллегорические, а материальные. Это люди подскакивают к небесам и с разочарованием приземляются взад, а Бог снисходит на землю и её не покидает. Не бойся помогать человеку в его деле, не бойся дать человеку того, что он просит, не считай другого хуже себя. Если есть возможность - помоги, ответь на молитву. Как при этом не пасть жертвой манипуляций, не потворствовать греху? Ай бросьте, всё мы прекрасно знаем, никто нас не может обмануть, кроме самих себя! И презумпция виновности и греховности ближнего - наш первый, главный и самый навязчивый самообман. Давайте сперва с собственной греховностью разберёмся, а пока дадим ближнему фишбургер с фаршмаком и пожелаем ему приятного аппетита, а себе духовного здоровья.