Лк 12, 13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
№61 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КАК ИМУЩЕСТВЕННЫЙ СПОР: Лк 12:13-14 (61 согл.)
(по согласованию - 61, после Мф 12.50)
К Иисусу обращаются с просьбой: "Скажи брату моему, чтобы он разделил
со мною наследство". Это - высшая степень человеческого признания, веры
и доверия, это, а вовсе не какие-то там просьбы исцелить дочь или обрушить
громы на врагов Израиля. Это - исповедание Иисуса судьей, то есть, в сущности,
Спасителем и Богом, призванным судить и рядить. Ибо правы циники и глупцы:
собственность основа, причина и содержание всего, начиная от игр месячного
ребенка и кончая мировой войной.
Можно было бы трубить победу, ибо мировая история есть именно имущественный
спор между родственниками. Библия выражает это вереницей рассказов о спорах
между братьями, начиная с Авеля и Каина, Исаака и Исава, Иосифа - и целой
оравой его сонаследников. Грехопадение было дележкой наследства при живом
Отце - что выражено в притче о блудном сыне, и с тех пор всякий грех есть
попытка исправить положение, доведя дележку до логического конца. "Каждому
- свое" или, точнее, каждому - своя часть грехопадения, своя ответственность
за мировое зло, свои слезы и своя злость.
Даже возникновение религии не помогло. Принести жертву из своей части - а
значит, холить и лелеять свою, не чужую часть. Помириться с Богом в частном
порядке, не дожидаясь, пока благодать подействует на черствую и грубую душу
брата своего. А для этого, естественно, попросить Бога - о, не о суде над
всеми грешниками, не об осуждении брата на вечные муки, а всего лишь об этом:
"Чтобы он разделил со мною наследство". Это - просьба даже не о
справедливом суде, а просто о суде, ибо брат, заграбавший все, явно имел возможность
подействовать на суд самым эффективным образом: удержав его от самого рассмотрения
дела.
Как понятна и близка каждому эта мечта о своей доле в наследстве, доставшемся
нам после живого Бога в падшем мире. В идеале это остров в лазурном море,
обитаемый одним мной, но в крайнем случае сойдет квартирка в тихом уголке
центра Москвы, холостяцкая эдакая, уютная, с телевизором, магнитофоном, проигрывателем,
компьютером, и чтобы никто, кроме меня, к этому не прикасался. Пусть даже
голые стены - но мои, по моему вкусу выкрашенные, а остальные пусть приходят
в гости - милости просим. В сущности, такие мечты ничуть не мельче мечты Израиля
о Мессии, Который спасет иудеев, отделив их от всяческих агрессоров в уютное
эдакое государство, куда милости просим всех - но только в гости. Суди мир,
разделив всех - и всем будет хорошо.
А на эти мечты Бог, вошедший в мир, отвечает просто: "Кто поставил Меня
судить или делить вас?" Ответ прост: это наш эгоизм, наша самость, наша
гордыня. Они заставляют выдумывать Бога - Судию, отделяющего одного козла
от другого, чтобы каждому было хорошо. Настоящее же спасение оказывается в
том, чтобы не делить неделимого, чужого - мира и Царства Божьего. Оно - подлинная
моя собственность при условии, что я не требую себе выделить кусочек рая в
личное пользование. А подлинная коммерция, следовательно, - не в делении,
а в умножении: умножении Христа.
1990-е
|