Лк 12, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
№61 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Мировой финансовый кризис [2008 г.] - плохой комментарий к притче о безумном богаче. Точнее, мировой финансовый кризис кажется хорошим комментарием, а он плохой. Отсутствие денег напоминает о хрупкости богатства, присутствие Бога напоминает о хрупкости души.
Иисус не один из тех религиозных пошляков, которые при каждом пожаре, банкротстве, обрушении курса акций начинают попрекать людей, что они Бога забыли. Бога-то забыли, но пошлость говорить об этом в дни скудости и молчать об этом в дни изобилия. Когда мир атеистов экономически расцветал, где были проповеднички? Сидели в приёмных муллионеров, выпрашивали на помощь беднякам, включая немножко на содержание себя. Как заметил Монтень, человек, который в дни процветания требует веры-благодарности, а в дни увядания требует веры-покаяния, похож на мельника, который требует двойную плату за помол. Вера это вера, а не авансовый платёж и не бонус или золотой парашют по итогам финансового года.
Что безумного в поведении богача? Неужели оставить зерно гнить под дождём? Есть страны, где по некоторым причинам так поступают, так не они - Царство Божие. Неужели рассудительнее всё раздать нищим, уничтожив процветающее хозяйство и не создав взамен ничего? Промотать, как блудный сын?
Безумны только слова "на многие годы". Они безумны прежде всего с точки зрения предпринимателя, экономиста, финансиста - но и с точки зрения Бога. Умён не тот человек, который просчитывает на многие годы, а тот, кто понимает, что на многие годы просчитать невозможно в принципе. Чем совершеннее экономика, тем менее она просчитываема. На века было разумно составлять планы, когда человечество питалось грибами и брилось кремнями - это тянулось не одну сотню тысяч лет. В информационный век безумная любая попытка найти гарантированное от потерь капиталовложение, гарантирующее беззаботную жизнь.
Слова богача не только безумны, но и бессердечны. Ум подсказывает, что глупо обнимать необъятное, сердце - что обнимать стоит лишь того, кто может уклониться от объятий, а необъятное тупо и неподвижно. Велика Федура да дура - что играть с вселенной в обжималки, есть объятия тебе раскрывает Творец вселенной?
Безумие богача повторяется каждый раз, когда человек говорит, что мгновение прекрасно. Безумие богача повторилось, когда апостол Пётр захотел навсегда остановить Преображение Господне. Безумие богача желать, чтобы "всегда было солнце", всегда была роскошная литургия в золотом храме, всегда было тихое семейное счастье. Именно лучшее не должно быть вечным (и прочем и говорить нечего) - оно должно вести к вечности. Есть зерно - оно должно кормить тех, кто идёт, а не лежать на чёрный день. Чёрный день хитёр, чёрный день любит размазываться в череду серых деньков, каждый из которых пытается сойти за прекрасное мгновенье.
Ничему в этом мире человек не должен говорить "во веки веков". Только Богу - и на богослужении и в молитве только и уместны эти слова. Всему остальному - благодарность, почтение и пушкинское:
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрём.
Это не пессимизм - это вера. Каждый день уносит частичку бытия и каждый день приносит частичку вечности, только руки подставляй и складывай, как заключённый складывает в тайник, что нужно для побега.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Самое целомудренное описания Рая и пути к нему, какое есть в мировой литературе. Не "прогресс пилигрима", не "лествица духовная", а именно побег - побег со Христом ныне, и присно, и во веки веков. |