Лк 12, 21 Так
бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
БОГОМ БОГАТЕЙТЕ: Лк 12:15-21 (61)
№61 по согласованию. Только у Лк.
"Берегитесь
любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения",
- говорит Иисус истину, в общем-то, прописную. В устах многих
Его последователей эта истина оборачивалась ханжеским: "О
душе надо подумать!", а то и революционным: "Собственность
есть кража". Ведь сказано нечто отрицательное: жизнь зависит
не от изобилия, а... От души? от скудости? от чего зависит жизнь
человека? Иисус не был бы Спасителем, если бы дал ханжеский ответ:
Он отвечает неожиданно, так неожиданно, что не всякий, читающий
Евангелие, осознает всю новизну Его ответа.
Спаситель рассказывает анекдот о богаче; только богач у него не смешон, как
обычные герои анекдотов, а, скорее, величественен. Бог благословил его: он
богат, а у него еще и "был хороший урожай в поле". Благословение
Божие он выдержал и сумел собрать урожай до зернышка - история России подсказывает
нам, что воинствующим безбожникам это никогда не удается. И, наконец, он обращается
к своей душе, умоляя ее: "Душа! много добра лежит у тебя на многие годы:
покойся, ешь, пей, веселись". Между тем, ну что упрашивать самого себя
веселиться? Веселись - и все! Так и делают большинство людей: едят и пьют,
не дожидаясь приглашения, и уж тем более не разговаривают сами с собой. Но
совершенно ясно, что этот человек при всем своем богатстве не веселился; хороший
урожай был для него лишь очередным, не первым поводом ощутить глубокую внутреннюю
раздвоенность своего существа. Хочется есть - а кусок в горло не идет. Хочется
радоваться - а что-то или кто-то внутри мешает, и идет сплошная хандра. "Душа",
"совесть" - по-разному называют нечто, сидящее внутри нас, часть
нас, но часть упрямую и вредную. Сделана удачная гадость, собран отличный
урожай, дочиста обобран ближний дурак - а "нечто" мешает вволю порадоваться.
Или я совсем бессовестный и бездушный - но тогда разве я - это я? тогда я
уже какой-то нечеловек, черт, сатана.
Богач - совестлив, и даже настолько совестлив, что не пытается заглушить
совесть раздачей милостыни. Хотя чего уж проще: распредели часть нажитого
по беднякам, и оставь себе ровно столько, чтобы было, что есть и пить, радуясь
тому, как удалось всучить совести взятку.
Богач не в первый раз говорит со своей душой, а та все молчит: у нее нет
языка, она - сплошные чувства. Он вопит: веселись, а в ответ накатывает угрюмость
и тоска. И совершается чудо: ночью, в час, когда все спят - кроме тех, кто
ворочается с боку на бок - богач слышит голос Божий. Он оказывается в одном
ряду с великими пророками, величие которых - в чуткости и беспокойстве. Господи,
да наверное каждый мог бы услышать глас Божий, если бы старался расслышать,
и очень многим людям Господь беззвучно кричит: "Безумный! в сию ночь
душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?!"
- а они не слышат.
"Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет"
- заканчивает Иисус притчу. А как, собственно, "так"? Что, все они
слышат откровения? или все они внезапно умирают? Конечно, нет. И мы вынуждены
вернуться за ответом к началу притчи: "Жизнь человека не зависит от изобилия
его имения". Вот оно - самое страшное "так": разрывается связь
между внутренней жизнью человека и внешней, между его душой и духом, между
самим человеком и его ближними. Ведь не сказано, что у богача не было наследников:
но его богатство давно разорвало все родственные связи, оставив лишь алчущих
его смерти. Кстати, алчная жизнь не зависит и от скудости имения: ведь скудость
- всего лишь изобилие, только отрицательное. И у тысяч нищих жизнь была совершенно
не зависела от их нищеты, и была такой же алчной, пустой и гнусной, как у
богачей. Гибель - в распаде человека на дух, душу и тело, гибель - в разрыве
межчеловеческих связей, гибель - в том, что никакая милостыня, никакие молитвы
Богу не могут восстановить жизнь в ее полноте.
Но где же выход? От чего же зависит жизнь? Если бы Иисус был просто учителем
этики, Он бы сказал: собирайте сокровища для людей. Но Он знает, что это -
не подлинная глубина, что милостыня может быть лишь следствием подлинного
ответа. Он мог бы сказать: собирайте сокровища для души: будьте культурными,
будьте верующими, заботьтесь о своем спасении. Так говорят все религии - но
не Христос. Он говорит: в Бога богатейте. Собирайте сокровища для Бога. И
этот ответ был бы садистическим, ханжеским издевательством, если бы под Богом
имелся бы в виду тот Единый Бог, в которого верует почти все человечество:
абсолютно непохожий на человека, высший, чуждый, недосягаемый. Но эти слова
произносит Сам Бог - абсолютный, высший, непохожий на нас - и одновременно
не чуждый, досягаемый в каждом из людей, Бог, ставший человеком.
Так притча выводит нас к главной истине христианства: спасение - не в нашем
устремлении к Богу и людям, не в нашем попечении о своей душе или о ближних.
Спасение - в том, что Бог устремился к нам. "В Бога богатейте" -
такое имел право сказать лишь Бог, обогатившийся вочеловечением. Трудное,
важное, невозможное - совершил Сын Божий: Он стал человеком. Ибо невозможно
Творцу стать творением, трудно Великому вместиться в крошечное, но только
это и важно. Нам Господь оставил легкое, второстепенное, простое - жить в
Боге самим и любить других людей, обращаясь к Христу в них. От воплощения
Христова мы видим в них пространство Бога, место, где обитает Христос, не
сливаясь с человеком, но и не покидая его. Спасение и легкость - в том, что
с рождества Христова мы ищем не духовных ценностей, а Духа, мы обретаем в
себе и в других не образ Божий, но Бога. Благодаря Богочеловеку мы можем быть
уверены: наша любовь к самому себе и к ближнему не будет безнадежной, принесет
плоды, ибо откликнется Бог, и вслед за Ним, вместе с Ним откликнется душа,
возрадуется и возвеселится. Мы отдаем все Христу - а Он передает людям наши
скромные дары, не растворяя их в Своей милости, но, тем не менее, делая человеческое
добро стократ более сильным, более умным, более проникновенным - тем настоящим
богатством, в котором не только слышится "Бог", но в котором Бог
является истоком и концом. Спасение есть не что-то от Бога, но Сам Бог, ибо
Он не чужд нам, а целиком воспринял человеческую природу (заметьте - не природу
верующих в него людей, а вообще всех!), дав нам единственное радостное богатство:
жизнь в Отце, Сыне и Святом Духе.
1990-е
|