Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

 

К ЕВАНГЕЛИЮ

Лк. 13, 7 «и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?»

Не сразу заметно, что Господь отвечает не совсем на тот вопрос, который Ему задан. Спрашивалось: почему катастрофы убивают невинных и щадят тех, кто совершает зло? Предлагается на вопрос: почему катастрофы щадят тех, кто не делает добра? Впрочем, Иисуса вообще не спрашивали – Ему рассказали о катастрофе, Он по своей обычной манере прочёл невысказанное утверждение («погибшие были греховнее не погибших») и пошёл в атаку.

Лучше ли современный человек? Все ли мы обладаем вполне научный складом ума и понимаем, что нет никакой закономерности в гибели от случайных факторов? Да мы до сих пор не понимаем закономерности в гибели от факторов не случайных, гибнем от перепилки суков, на которых сидим, и от перепоя водки, перед которой сидим.

Иисус формулирует интересный вопрос: что должен думать самый разучёный человек, когда закономерный фактор не срабатывает? Человек пилит сук – и не падает, пьёт – и не спивается, совершает апокалиптические злодеяния – и остаётся вполне нормальным, сохранная психика, позитивное настроение, нормальная социализация.

Учёный скажет, что одному фактору мешает другой, о котором мы можем ничего не знать. Тоже неплохое имя Божие – «Фактор, Который Человек Желает Оставить Неизвестным». Бог благ, ибо на бездействие человека отвечает бездействием. Карма отдыхает, а не работает. Это очень плохо, если речь идёт о других, и очень недурственно, если обо мне.

Самое смешное в этой притче – тут Бог в виде садовника, а человек – в виде Бога. Не Бог ведь хочет схватить топор, лежащий у корня, и порубить этот корень и всё, что из него растет, на растопку. Не человек останавливает справедливый гнев. То-то Иисус и Марии явился в виде садовника. Воскрес – так давай, руби! А Он не рубит. Не рубит, потому что врубается. Садовник видит то, чего не видят не садовники (включая растения). Садовник видит будущее, мы – прошлое и настоящее. Садовник видит свободу будущего от прошлого, видит творческое, непредсказуемое даже в биохимических процессах, тогда как мы не видим свободы даже в процессах духа. Стать таким – стать Богом – наверное, не получится. Видеть – не увидим. Но поверить видящему? Для этого надо сперва поверить, что ты жив не потому, что заслужил, а другие мертвы не потому, что сволочи. И второе-то трудно, а первое невозможно. Что ж, где начинается невозможное, там и начинается человек.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова