Лк. 14, 12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин,
не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни
соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты
воздаяния.
№106 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Ср. нищета духом.
Фраза лихая. Валентина Кузнецова предлагала читать «зови не только друзей», но это, конечно, и формально неверно, и по сути. Если бы Иисус такое имел в виду, Он был бы пошляк – и именно к пошлому «не только, но и» сводится большинство комментариев. Это ещё в лучшем случае – в худшем есть ведь еще апостол Павел, который в послании галатам излагал пошлости многовековой выдержки: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». Правда, Павел всё-таки был не пошляк, поэтому в следующей фразе прибавлял «духом». Мол, человек пожинает не по форме, а по содержанию. Неплохая отмазка, но дальше Павел предлагает наипримитивнейшее: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Так это он ещё откровенен, а большинство людей и по сей день до такой откровенности не доросли, хотя делают добро прежде всего и более всего своим. По вере или по неверию, неважно.
Собственно, это «в природе человека». Классический эксперимент: если на улице просит милостыню вонючий грязный человек, ему могут вообще не подать, а если подойдёт прилично одетый чистый и попросит, объяснив, что кошелёк украли, могут дать очень приличную сумму. Потому что «классово близкий». Ему доверия больше. Деньги он всё равно не вернёт, но не жалко, потому что с ним легко себя отождествить, а с бродягой – тоже, на самом деле, легко, только уж очень не хочется.
Последнее прибежище толкователя – юмор. Но тут уж не до смеха. Потому что примирить всё это можно при одном условии – принимая, что «свои», близкие – хоть по духу, хоть по крови – тебе не воздадут добром за добро. Что, между прочим, вполне нормально. В нормальном обществе, не в архаическом. Там – кровь заменяет пенсию. Ну разве это нормально? Нормально – о, только для человека – если пенсию заменяет пенсия. Не ближние, а дальние помогают тебе прожить.
А Бог? Ему и в нормальном обществе, и в архаическом места нет, не должно быть. Иначе это будет не Бог, а идол. Богу нужно не место, а весь я. Чтобы во мне было место Богу, я должен выложить себя из себя. Раздать себя, причём безвозвратно. Это как черпать воду из тонущей лодки. Если я черпаю решетом, то – бесполезно. Так вот, раздавать «своим» - это как решетом черпать, если только «свои» тут же не будут раздавать дальше.
Вот такая вот «нищета духом». Это не статика, это динамика – вычерпывать быстрее, чем заполняется жизнь, и неважно, чем она заполняется.