Лк 15, 29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
№108 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации. Ср. 1 Кор. 6, 16.
На выход!
Понять блудного сына легко, когда живешь в патриархальном обществе. В патриархальном
обществе стыдно отцу показывать, что он любит ребенка. Стоит такому обществу допустить
хоть немного свободы - и начинается бунт ребенка против отца. Причем бунт против
земного отца проявляется в бунте против Отца Небесного, в отрицании Бога - как
было у Владимира Соловьева, который, взрослея, стал атеистом не в последнюю очередь
из-за неудовлетворенности родным отцом, который любил его, но тщательно любовь
скрывал. И сын уходит, но нигде не найдет того, что должен дать отец. Поэтому
так быстро ушли деньги: имитация любви и праздника - как сильный наркотик, то
есть, их нужно постоянно наращивать, чтобы достигать хотя бы малой доли первого
искусственного удовольствия. Кстати, старший брат тоже ненавидел суровость отца
и мечтал хоть о небольшом проявлении его любви - в виде козленка, что ли. Преступление
застенчивых отцов в том, что они Бога застят. Вечная жизнь начинается казаться
занудным и серым существованием, царством привычке - а все прямо наоборот, вечная
жизнь есть вечная непривычность. Почему же мы этого не видим, почему поддались
на яблочко? Что вдруг показалось Адаму и Еве интереснее Бога? Когда Бог кажется
скучнее такой скукоты как познание добра и зла, власть бесконечная? Когда мы не
любим, тогда мы не чувствуем любви к себе. Уж почему возможно человеку дрогнуть
в любви, о том говорить скучно, но это возможно, и когда это происходит, когда
слабеет зрение, тогда близорукость мешает увидеть и того, кто вблизи, и Того,
Кто выше. Поэтому нужно показывать любовь, учиться показываться любовь - потому
что любовь невидимой не бывает - и чем более мы будем показывать любовь, тем отчетливее
мы будем видеть любовь Бога к нам. Блудный сын перестанет быть блудным не тогда,
когда вернется к отцу, но когда, вернувшись к отцу, научится выходить от отца
к людям не чтобы взять, а чтобы дать. Конечно, человек не может любить как Бог
- более реально, чем ярко, но человек может любить как человек - более ярко, чем
реально. И если без Бога такая любовь мало чего стоит, то с Богом все занимает
свое место.
23.2.2003
В защиту козлёнков от козлов
По проповеди в воскресенье о блудном сыне, №2074, 16.2.2014.
Большие грехи лучше всего прячутся в маленьких. Вот апостол Павел сокрушается о прелюбодеянии христианина: человек свое тело, освященное Богом, соединил с телом блудницы – это ж как Бога в грязь бросить. Что женщина есть нечистота – не обсуждается. Точно так же с блудным сыном – что потребовать у отца выделить часть имения грех, это не обсуждается, что уйти от папочки грех – тоже, что от души повеселиться нехорошо…
В греческом тексте, между прочим, блудный сын не с женщинами даже гуляет, а просто живет «асотос» - «неэкономно», «расточительно». Предполагается, видимо, что разорить человека могут лишь женщины – типично мачистский перенос своей вины на противоположный пол. Грехопал первым-то Адам, когда оставил жену (она ведь одна была, когда со змеей развлекалась), да и когда ей доверился. Любовь – не доверчива, любовь и не подозрительна, любовь любовна, это третье состояние души.
Блудить с женщиной – маленький грех в сравнении с дурными мыслями о женщинах в целом. Еще более тяжелый грех – дурно думать о Боге, а старший сын именно этим согрешил. Он же уверен, что Отец не даст ему козленка попировать с друзьями – с чего вдруг? А он просил? Конечно, нет! Старший брат описан выпукло – это жлоб, у которого нету никаких друзей, с которыми он мог бы попировать. Отец дал бы ему козленка – то-то вышел бы афронт… Потому и не просил, чтобы не срамиться, чтобы самообман не развеивался.
Грехи наши как матрешки – только наоборот, маленькое укрывает большое. Вот и ответ – почему не заканчивается история. Потому что если сейчас в Рай – это будет ад. Не готовы. Покаялись в малом, а покаянию большому сопротивляемся.
Блудный, младший сын грешит расточительностью, старший – завистью. Зависть хуже. Расточительный человек ощущает мир бесконечным, не верит в его конечность – завистник полагает, что, если в одном месте прибывает, то в другом убывает. Отец не дает козленка, потому что козлята в дефиците. Отец не дает, потому что ты не просил! А ты не просил, потому что думаешь, что козлята в дефиците. Козлята не в дефиците, а козлов вообще завались! Людей с сознанием туннельным, суженным, которые подозревают, что на всех не хватит и потому на всех злятся, и толкаются. Это не лечится, но это прощается – если покаяться. Тайна в том, что притча говорит о покаянии младшего сына, и эту сцену воспроизводят вновь и вновь, но не сказано, что старший сын покаялся. Потому что час такого покаяния – впереди. Покаяния не от голода, а от неспособности есть, покаяния во время болезни, во время дряхлости, в страдании, в угасании. Самодовольные умирающие, надменные больные, - попросить у Бога прощения и порадоваться тому, что Бог есть и прощение есть, что козленок уже готов и что Бог предлагает нам козленка вместо наших жертв, а мы предложим Богу себя вместо несчастного козленка – пусть пасется в Царстве Божием себе и нам на радость.
|