Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 16, 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

№110 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.

Талмудическая притча рассказывает о том, что Помазанник, Машиах сидит у ворот Рима (речь вполне может идти о Вавилоне) среди нищих. Как и другие, Он весь в повязках, которыми перевязаны язвы и гнойники. Правда, есть и одно отличие: когда остальные нищие меняют бинты, они сразу их снимают и повязывают новые, весьма долгая процедура. Машиах же меняет сперва одну повязку, потом другую, чтобы в любую минуту быть готовым подняться и идти выполнять свою миссию (Санхедрин, 98а).

В чём эта миссия, говорит другая притча: раввин Иошуа бен Леви спрашивает видит Илию и спрашивает, когда придёт Мессия. "Спроси сам", - отвечает Илия и объясняет, что Мессия сидит среди нищих у ворот Рима. Бен Леви бежит к Мессии и спрашивает: "Когда ты придёшь?" Мессия отвечает: "Сегодня". Наступает вечер, раввин огорчённо говорит Илие, что Мессия солгал, а Илия отвечает: "Он ведь имел в виду, что готов прийти сегодня, если ты сегодня же заменишь его среди нищих" (Шварц, 492).

Ворота здесь не случайны - они опасное место, они провал в стене. Над этим провалом должна быть мезуза, нерукотворный Спас, в общем, оберег. А тут - нищий. Вот нищий и оказывается Спасителем.

А мораль притчи проста, но настолько невероятна для определённой традиции, что прямо она выражена быть не может. Чтобы пришёл спастись, надо отказаться от спасения. Надо отбросить все свои представления о мире. Народ - побоку, религию - тоже, восстановление Храма - чепуха. Здесь и сейчас ты перед Ним, и больше ничего не надо. Один плюс Один равняется Единому. Спасение вовсе не в том, в чём ты всегда полагал. Ты должен занять место Бога - оно же место нищего, место нуля. Отпусти другого, стань другим, вот и всё спасение.

Конечно, нищий у ворот богача (а Рим - символ богатства)

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова