Лк. 18, 10 два
человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
№115 по согласованию.
Стихи: предыдущий - последующий
Комм. Шмемана; Иллюстрации к притче.
"Библия для переводчиков"
интереснее Библии переводчиков. Ни в одном из переводов я не обнаружил даже попыток
передать ту яркую, образную силу, которая делает притчу о мытаре и фарисее подобной
американским горкам. Притча о таком, казалось бы, неосязаемом свойстве как гордыня,
о таком неуклюжем и невыговариваемом пороке как самопревозношение, на самом деле
проста и элегантна. Слушателя швыряло то вверх, то вниз. И фарисей, и мытарь подымаются
- в стихе 10 не сказано "вошли в храм", а сказано "поднялись в
Храм". Они подымались - подымались на Храмовую гору. Они одинаково поднялись
помолиться - но молились оба, глядя вниз, спускаясь глазами к полу: о мытаре так
прямо и сказано, что он не смел поднять глаза от стыда, а фарисей "молился
в себе", что, как хорошо известно любому молившемуся когда-либо, означает
именно взгляд опущенный, глаза прикрыты. Это обеспечивает сосредоточенность. Сосредоточенность
одна, глаза опущены одинаково, а смысл разный: один считает слишком чистым Обитающего
на Небесах, другой считает слишком нечистыми обитающих на земле. Более того: и
фарисей встает, подымаясь со скамьи (ст. 11 - "став"), как подымались
те, кто хотел сделать торжественное заявление - так встает Закхей в 19,8. И мытарь
молится не сидя, а стоя. Только один стоит, потому что поднялся, а другой стоит,
потому что не опустился. Поза одна, а смысл противоположный. Святость от ханжества
внешне неразличимы. Оба молятся, потупив глаза. Только один смотрит вниз, чтобы
смотреть сверху на окружающих - "презирает", "надменно смотрит",
использует эту удивительную (и греховную) нашу способность смотреть на ближнего
сверху вниз даже, если ближний выше нас на голову. А другой смотрит вниз, чтобы
увидеть Высшего. Один смотрит вниз, чтобы оттолкнуться от греховного мира своей
ненавистью, своим чистоплюйством и взмыть к небу - и вот этот, отталкивающийся,
будет "унижен", сбит на землю щелчком Божьего мизинца. А подымется к
небу тот, кто смотрил вниз, потому что не мог вынести своей подлости.
|