Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

К ЕВАНГЕЛИЮ


Лк. 18, 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

№115 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая. Иллюстрации к притче.

"Входной билет", "цена отсечения", "цена вхождения", - в общем, даже, чтобы подняться на Эверест, нужно заплатить. Это помогает не превратить Эверест в помойку, оплатив и вывоз мусора, который там скопился за годы бесплатных восхождений. Было бы ошибкой думать, что сама по себе плата дисциплинирует. Кто равнодушен к чистоте, тот не будет убирать, даже если ему грозит штраф. Да и штраф грязнуле платить не из чего. Ему некогда работать, он плодит грязь.

Нравственная неопрятность неизбежна и на духовном пути. Самый глубокий и искренний экстаз ещё не сделает человека чистым. Он будет грязным мистиком. Хорошо ещё, если грязь будет просто грязью, а бывает - и запёкшейся кровью, причём чужой. Люди выносят из молитвы убеждение, что пора начинать войну, пора мстить, пора "восстанавливать справедливость".

Если бы фарисей решил стать мытарем, ему пришлось бы уплатить за вход в сословие налоговых инспекторов. Если бы мытарь решил стать фарисеем (т.е., "чистым"), ему бы пришлось уплатить. Пост и десятина были такой платой. Мытарь молится поодаль не потому, что ему лень поститься и платить. Может, он просто собирается с силами - и, помолясь, станет соблюдать всё предписанное. Притча вообще не о мытаре и не к мытарю адресована. Она обращена исключительно к тем, кто уже чист. Она сообщает скверную новость: "цена отсечения" повышается. Отныне недостаточно десятины и поста, нужно ещё и смирение. Десятина и пост не отменяются - во всяком случае, не этой притчей.

Есть, правда, и хорошая новость, но она тут не сформулирована. Она обнаруживается по мере смирения и заключается в том, что быть смиренным - приятно, удовольствие, счастье и, в конечном счёте, именно тут человек становится подлинно уникальным человеком, ибо обретает уникальность не через сравнение себя с другими, а через уподобление Единому, Который несравним и ни с кем Себя не сравнивает, но с каждым совпадает.

*

Когда фарисей хвастается, что платит десятину "со всего, что приобретает", он ставит акцент не на слове "всё", как может показаться, а на слове "приобретает". Обязательным было (впрочем, никто ничего не отменял) платить десятину с дохода. Бог не требовал платить десятину еще и с расхода - а фарисей платит. Это означает, что он платит, в сущности, не 10, а 20 процентов. Двойное налогообложение, причём добровольное. Логика очевидна: фарисей разрывает связь между платой и покупкой. Он что-то получил, а то, что он получил что-то за деньги - неважно. Всё равно - полученное, поступившее в руки. Мытарь, если он не собьётся с пути, рано или поздно придёт к этому же, должен прийти: грех не в том, чтобы иметь, а в том, чтобы считать, что имеешь по праву. Фарисей просто не был достаточно последователен - иначе бы он не упоминал десятины с покупаемого, он бы не отрёкся от того, что это его заслуга. Так что превзойти "праведность фарисейскую" нетрудно - надо только, делая добро, благодарить Бога, что это добро делает Он.

*

Забавная ошибка: и на гравюре Доре 1864 года, и на лубочном африканском рисунке середины 1990-х мытарь изображён беднее фарисея. Фарисей одет богаче, а на африканском лубке ещё и в очках. Между прочим, на мозаике в Равенне VI столетия оба изображены абсолютно симметричными, и это мудро. Между тем, несомненно, что фарисей был беднее - по той простой причине, что фарисеи в целом были беднее. А как им было не быть бедными, если всё время уделяется изучению Писания? Так что десятина, которой хвастался фарисей, была намного меньше случайных пожертвований мытаря. Оно так и в наши дни: лепта честного бедняка часто куда больше десяти процентов.

Возможно, фарисея изображают и воображают богачом, потому что он гордый, а гордость присуща богатству. (Кстати, очки на носу у фарисея-африканца тоже, вполне вероятно, символ не учёности, а богатства. Так-то фининспектор тоже глаза портит, вглядываясь в тексты...). Острота притчи, однако, в том, что тут гордость отрывается от привычного носителя и почиет на честном и набожном бедняке, на нищем духе, можно сказать. Что напоминает: соответствие заповедям блаженства ничего не гарантирует. В духовной жизни вообще нет гарантий.

Скупость порок, но и щедрость ещё не добродетель. Она может быть за чужой счёт, она может быть бесполезной как лепта вдовицы. Если не быть творцом, то со всего мира не надёргаешь нищему на рубашку. А если быть творцом, то иногда никак не выделишь десятину - ну представим себе Микеланджело, который отсекает от статуи Давида десятую часть на церковь (только без непристойных шуток! то, что вы подумали, намного меньше десятой части). Не всякий шедевр можно продать. Так что гордиться заработками и десятинами - последнее дело, как и гордиться вообще.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова