Лк. 23, 5. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча
по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места
№154 по согласованию. Фразы предыдущая - следующая.
Говоря языком современного российского деспотизма: Иисус - экстремист. Слово "возмущает" за полтора века сменило смысл на противоположный: Иисус приводил людей в негодование. А ведь имелось-то в виду, что Иисус приводил людей в восторг. Это же слово в рассказе о суде в Мк 15, 11, где сказано, что первосвященники "анасэей" людей требовать амнистии для Варнавы.
Под всем этим очень простой психологический факт. Достоинство человека - в его высочайшей адаптивности. Мы приспосабливаемся и к жаре, и к холоду, выживаем и в тюрьме, и в Кремле. Оборотная сторона - инерционность. Приспособились - и катимся. С трудом обретённое равновесие было бы неразумно нарушать по пустякам. Загвоздка в том, что отделить пустяк от непустяка трудно. Обстоятельства толкают нас постоянно, - как отличить силу толчка, при которой надо что-то менять, от той, которую можно игнорировать? Землетрясение в один балл - понятно, наплевать. Землетрясение в восемь баллов - тоже понятно. А где аварийная середина? Где граница между тревожностью, которая напрасно беспокоится, и тупостью?
Иисус - и первосвященники - использовали слово, это единственное оригинальное человеческое свойство, чтобы встряхнуть людей. Именно таков смысл и греческого глагола, и русского "возмущать", "встряхивать". Сперва в одну сторону, потом в другую. Так встряхивают горные породы, чтобы освободить золотые крошки. Плохой оратор тянет одну ноту - это не встряхивание, а писк. Хороший оратор - а Иисус (и первосвященники) были хорошие ораторы - потрясает, потому что трясёт. Отсюда "евангельские противоречия". Подставь щёку - не подставляй щёку. Возлюби ближнего - беги от ближнего. Заработай - не зарабатывай. Никаких полумер и золотых середин, всё - до крайности. Это и есть экстремизм, тот экстремизм, который и является сутью жизни.
|