Лк. 24, 25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем,
чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
№170 по согласованию. Фраза предыдущая - последующая.
Одно слово синодальный перевод оставляет непереведенным в этой фразе – и, возможно, это слово именно так звучало и в устах Иисуса. Это – «о». Многим верующим очень любопытно, как именно звучала речь Иисуса, да как Господь выглядел, а вот «Отче наш» на арамейском, какое чудо – именно так говорил Спаситель… Чудо, что Он вообще говорил! Вообще имел язык, ноги, руки… Все остальное – последствия чуда.
Иисус, безусловно, как бы сердится. Именно «как бы». Вот Он осудил тех, кто ругается – говорит другому «рака» («пустоголовый человек»), но не сказал, что в геенну пойдет и тот, кто скажет брату своему «о рака!» «Дурак» - одно, «о дурак» - совсем другое. Не надо думать, что это «о» появляется только на стадии репортажа, сочинения евангелия о Евангелии. Любой хороший проповедник говорит не на повседневном языке, а раскачивает норму, чтобы раскачать слушателя и выплеснуть его из настоящего в будущее, из возможного в должное.
Не стоит думать. что «неразумные» и «медлительные сердцем» это обозначения инертного ума и инертного сердца. Это пара синонимов – сердце считалось вместилищем ума, и даже открытие Галена во II веке ситуацию не изменило. Сердце как вместилище рассудка – нормально, лишь бы не ниже.
Вот аргумент «от пророков» не вполне нормален для современного человека. А ведь для апостолов это аргумент сильнейший, и для тех, кому они проповедовали Воскресение – тоже. Что ангел явился – чепуха, что женщинам, которые не разлили масло, а доставили его в нужное место, надо верить безусловно – непонятно, а что у пророков предсказана Голгофа и Воскресение – понятно! Доказательно!! Но ведь это же не так? Не так! Значит, воскресения не было? Не значит! Это значит, что Бог с каждым говорит на его языке.
Человек не виноват, когда он не великий мистик, ученики не виноваты, что вера к ним приходит таким извилистым путём. Извивы-то не со зла, а потому что живые люди, не палочки для риса. Ну что делать – религиозная жизнь на ранних стадиях – самых длинных, тысячелетних – это прежде всего поиск будущего в в самых неожиданных местах. В древних текстах, в печенках жертв, в птичьем полёте. Откровение Божие – Библия, точнее, описанная в Библии религиозная жизнь Израиля, это трагикомическое перетягивание каната с Богом – настойчиво выкорчёвывает жажду угадать будущее, запрещает обращаться к предсказателям, гадалкам и т.п. Будущее – если оно подлинно Божие, да и подлинно человеческое – не предсказуемо, потому что между прошлым и будущим существует зазор свободы. Конечно, девять десятых будущего происходят помимо свободы, помимо Бога, да и человеческое не задействовано, поэтому просчитать можно. Но это самое неинтересное, бесчеловечное. Самое важное – и, между прочим, вечное – непредсказуемо, потому что беспричинно. Бог и сотворил мир без причины, и продолжает действовать именно так – по Своей воле, она же и любовь.
Что же, пророки были уступкой языческому подсознанию верующих? Отсылка к пророкам, предложение веровать пророкам – временная мера до прихода Духа Святого? Э нет! Пророки ведь не предсказывали будущее – точнее, если принимать их пророчества как предсказания, то они просто плохие предсказатели. Именно к этому апеллировали и апеллируют те, кто не видит у пророков ничего об Иисусе. Всё можно перетолковать иначе.
Иисус это знает – поэтому и говорит о вере пророкам, а не о знании пророческих текстов. Он начинает говорить Сам, Он объясняет ученикам «пророков», начиная с Моисея. Его объяснение – это мост, и без этого моста ничего не понять. Но евангелист не воспроизвел объяснений Иисуса – во-первых, потому что у первых христиан такие объяснения были на слуху, были постоянным содержанием проповедей, во-вторых, потому что иногда достаточно знать, что есть мост, чтобы по нему пройти, даже не видя. Невидимый мост, но реальный.
Веровать пророкам – не означает находить в истории Израиля намёки на Пилата, Иуду, Благовещение и т.п. Пророки – не об этом. Пророки – о разрыве между явным и высшим, о напряжённом противоречии между волей Божией и антиволей человеческой, о том, что мы живём в перевёрнутом мире (сами и перевернули), и что спасение поэтому будет переворотом всех привычных представлений о Боге – хотя эти представления должны быть, причём должны быть привычными. Пророки о том, что жизнь – это строительные леса, которые должны быть прочными и надёжными, но которые должны быть разрушены и убраны. Пророки о том, что все обещания Аврааму – не обещания царям, завоевателям, юристам, патриотам – а обещания человеческой душе, и обещания не про вечность временного, а про то, что вечность войдёт во время и отменит его, не отменяя человечества, а спасая его от временности, смерти и нелюбви.