Лк. 24, 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши.
№171 по согласованию.
Фразы предыдущая - следующая.
Апостолы смущались, потому что жили в мире, где привидений было едва ли не более, чем людей. Так в Индии, шутят, божеств более, чем индусов. Так в современном мире, где на каждого человека приходится по множество призраков - призрак китайской угрозы, мусульманской угрозы, угрозы безработицы, глобального прожаривания, рака простаты, просто рака, пустого кошелька и т.п. Это угрозы имеют под собой точно такие же веские основания как и вера в привидения и духов - веские буквально, материально веские. Привидений боятся не от большой духовности, а прямо напротив - не видят материальности материи, мир кажется зыбким, плывучим, легко переходящим из одного неопределённого состояния в другое. В таком мире и чудеса так же обычны, как дождь и зной. Это мир духовного материализма, где способность видеть невидимое извращается в паранойю, в предчувствия грядущих опасностей. Главная болезнь человека - подмена окружающего мира миром своих страхов, наполнение своего сердца бредовыми мыслями, из которых самая опасная - мысль о власти, славе и силе как способе решения проблем.
Господь избавитель мира, потому что, как поётся на Вознесение, земное соединил с небесным. Нам кажется, что наша жизнь - лишь отблеск невидимого очам. Нет, - говорит Бог через Иисуса - ваш мир абсолютно реален, он не призраками полон, а Мной, и мне в этом мире плохо, больно точно так же, как и вам. Научитесь ценить эту мою боль - боль каждого из людей точно такая же, будьте же нежны с каждым, словно он распят.
Добиться полноты существования означает преодолеть не границу между видимым и невидимым мирами, не границу между Богом и людьми, а границу между фантазиями, эгоистическими самонаваждениями, и реальностью Богом сотворённого мира.
Иисус соединяет Бога и людей не только рождением, но и вознесением. Он не остаётся при нас словно свифтовские мальчики - слуги при задумчивых мудрецах, которые периодические трескали мудрецов по носу воздушными шарами, чтобы те очнулись. Он возносится - и творение возносится. Возносятся хлеб и вино, возносятся наши крохотные комнатушки, возносится всё, кроме разве что нас самих - мы отстаём, остаёмся в мире твердокаменных страхов и предубеждений. А Господь всё возносится и возносится, оставляя за Собой разреженный воздух, куда устремляется всё - и куда Духом Божиим можем устремиться и мы.
проповедь на Вознесение 2012 г.
|